19 апреля ‘24, Пятница

Сперматозоид больше самки: земляные вши удивили ученых

Энтомологи установили, что земляные вши размножаются иначе, чем все остальные насекомые. Самец «одаривает» самку одним-единственным гигантским сперматозоидом, однако полового акта при этом не происходит.

Результаты исследования, проведенного итальянскими биологами из университета Сиены, опубликованы в журнале Naturwissenschaften.

Земляные вши (Zoraptera) – это реликтовый отряд тропических насекомых, небольших и невзрачных на вид. Несмотря на то, что большая часть из них лишена крыльев, земляные вши относятся к подклассу Pterygota, большой группе, объединяющей как крылатых насекомых (таких как, бабочки и стрекозы), так и тех, кто когда-то имел крылья, но затем их утратил (подобно блохам и обычным вшам).

Практически для всех Pterygota характерно внутреннее оплодотворение – самцы при помощи своих генитальных придатков заталкивают сперму в половые пути самок. Однако авторы работы выяснили, что Zoraptera являются исключением из этого правила. Вместо того чтобы вводить сперматофор (капсулу со спермой) внутрь самки, самцы вида Zorotypus impolitus оставляют его на брюшке партнерши.

Сперматозоид-рекордсмен

Как показали лабораторные наблюдения за этим видом земляных вшей, самки первыми инициируют спаривание, приближаясь к самцам и дотрагиваясь до них антеннами. После того, как самцы откладывают свой сперматофор, самки самостоятельно вводят его в свои половые пути. Подобное поведение наблюдается у пауков и у бескрылых насекомых Apterygota, таких, как ногохвостки (они вообще помещают сперматофор на грунт), но не типично для Pterygota.

Вскрыв сперматофор, ученые обнаружили, что в нем содержится один-единственный сперматозоид, длина которого достигает 3 мм. Следовательно, его длина практически равна длине тела самки (2-4 мм). По мнению энтомологов, благодаря своему гигантскому размеру сперматозоид полностью затыкает половое отверстие самки, чтобы другие самцы не могли ее оплодотворить.

Впрочем, как отмечают авторы работы, у другого изученного вида, Zorotypus magnicaudelli, спаривание проходит более традиционно. Возможно, необычное половое поведение Z. impolitus помогает этим насекомым избегать скрещиваний с близкими видами.