19 апреля ‘24, Пятница

Ученые выяснили, почему среди мышей нет педофилов

Биологи доказали, что самцы мышей не осмеливаются притрагиваться к неполовозрелым самкам из-за особого феромона, содержащегося в их слезной жидкости.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Гарвардской медицинской школы, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Ювенильные феромоны – феромоны, которые появляются в подростковом возрасте и исчезают после полового созревания – до настоящего времени почти не привлекали внимания специалистов. Ученые искали их следы лишь в моче, поскольку ее образцы легче всего собрать. Однако авторы статьи решили подойти к проблеме иначе и стали искать их в выделениях слезных желез юных мышей.

В результате им удалось выделить в слезах препубертатных самок пептид, получивший название Esp22. Ученые установили, что если у юных мышей выключить ген, отвечающий за синтез Esp22, то самцы начинают активно «приставать» к ним и пытаться спариваться. Если же этих самок обработать феромоном Esp22, то самцы теряют к ним интерес.

Исследователи выяснили, что Esp22 возбуждает нейроны вомероназального органа (отдел обонятельной системы грызунов). Если этот орган у самцов поврежден, то ювенильный феромон не отвращает их от сексуальных посягательств на молодых особей. Также эксперименты показали, что Esp22 действует на лимбическую систему мозга, регулирующую инстинктивное поведение.

Как отмечают биологи, Esp22 не вырабатывается у новорожденных самок – он нужен лишь мышам-подросткам, которых самцы могут принять за половозрелых животных. «Мы используем мышей, чтобы лучше понять поведение человека», -- пояснила Лиза Стоуэрз, одна из авторов статьи. Впрочем, по мнению ученых, у людей нет феромона, аналогичного Esp22.