16 апреля ‘24, Вторник

В вечной мерзлоте Чукотки обнаружен древний вирус-гигант

Во время проведения буровых работ на Чукотке специалисты обнаружили неизвестных науке гигантских вирусов. Даже после 30 000 лет пребывания в вечной мерзлоте вирусы не утратили своих патогенных свойств.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ее подготовили российские специалисты из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН совместно со своими французскими коллегами.

ДНК-вирус, получивший название Pithovirus sibericum, был обнаружен в образцах грунта, извлеченных с глубины 30 метров в ходе бурения вечной мерзлоты на Чукотке. Длина вирусной частицы составляет 1,5 микрон, то есть в отличие от большинства других вирусов их можно рассмотреть под обычным световым микроскопом.

Судя по строению оболочки и генетическому аппарату, Pithovirus отличается от двух известных групп гигантских вирусов из семейства Megaviridae и рода Pandoravirus (длина самых крупных из них не превышает одного микрона). Все эти мегавирусы были открыты за последние 10 лет, находка Pithovirus доказывает, что их разнообразие всё еще остается недостаточно изученным.

Своими внешними амфороподобными очертаниями вирионы Pithovirus напоминают Pandoravirus, однако при этом они обладают полным набором генов, который позволяет Pithovirus самостоятельно реплицироваться в цитоплазме клетки-хозяина без помощи ее ядра. Всего вновь открытый вирус располагает 159 белками, причем функции 2/3 из них неизвестны.

Как и другие вирусы-гиганты, Pithovirus заражает амеб и не представляет угрозы для человека. Ученые выяснили, что несмотря на свой почтенный возраст (около 30 тысяч лет) вирус сохранил способность инфицировать своих жертв. Следовательно, теоретически в глубоких слоях вечной мерзлоты могут сохраняться и вирусы, опасные для людей. Поэтому авторы статьи опасаются, что по мере оттаивания вечной мерзлоты человечество всё чаще будет сталкиваться с древними вирусными инфекциями.

Мэр Орска подтвердил, что его сын живет в Саудовской Аравии