19 апреля ‘24, Пятница

Биологи выявили в языке слонов «слово», обозначающее людей

Ученые показали, что в «языке» слонов имеется особый акустический сигнал, при помощи которого они предупреждают своих сородичей о приближении людей.

Результаты исследования, проведенного британскими биологами из Кембриджского университета, опубликованы в журнале PLOS ONE.

Авторы статьи работали с популяцией африканских слонов на севере Кении. Сначала они записали речь и крики представителей местной народности самбуру, которые иногда охотятся на этих животных. Затем биологи включали эту аудиозапись перед стадом слонов - животные сразу же начинали беспокойно озираться по сторонам и затем, громко трубя, убегали.

Рев слонов во время этого бегства был записан и воспроизведен перед другой группой их сородичей. Заслышав тревожный рев, слоны начинали вести себя так, как будто бы они услышали голоса людей. Это натолкнуло ученых на мысль, что у слонов может иметься особый сигнал тревоги, указывающий на приближение человека.

Чтобы доказать, что возгласы слонов, связанные со страхом перед людьми, отличаются от остальных сигналов тревоги, ученые сравнили их со звуками, издаваемыми слонами в ответ на столкновение с потревоженными пчелами. Известно, что слоны предупреждают друг друга о присутствии пчел, поскольку те причиняют им существенный вред, массово жаля в область глаз и хобота.

Выяснилось, что сигналы тревоги, связанные с людьми и пчелами, различаются по своей частоте. Кроме того, когда слоны слышат аудиозапись сигнала «пчелы», они не только начинают убегать, но и трясут головой, как бы пытаясь сбросить с себя разъяренных насекомых. Когда же слоны слышат позывной «человек», они убгают, го головой не трясут. Всё это доказывает, что слоны обозначают людей, точнее, связанную с ними опасность, особым «словом».

Авторы статьи полагают, что их исследование поможет в защите африканских слонов. Так, биологи рекомендуют устанавливать рядом с посевами местного населения пчелиные ульи. Слоны, опасаясь пчел, не будут вторгаться в сельскохозяйственные угодья. Тем самым удастся свести к минимуму нежелательные контакты слонов и местного населения.