28 марта ‘24, Четверг

У берегов Тасмании выловлена неизвестная форма жизни - морские «грибы»

Биологи впервые за последние полвека обнаружили организмов, относящихся к ранее неизвестному типу живых существ. Не исключено, что они являются живыми ископаемыми, чьи родичи существовали на Земле более 550 миллионов лет назад.

Статья с описанием открытия, сделанного датскими учеными из Копенгагенского университета, опубликована в журнале PLOS ONE.

Загадочные существа, получившие имя Dendrogramma, были выловлены еще в 1986 году в ходе экспедиции исследовательского судна у берегов Тасмании. Все эти годы они пролежали среди прочих сборов, и только недавно ученые обратили внимание на этих малюток. Внешне они напоминают грибы и состоят из длинной ножки и шляпки, диаметр которой равен одному сантиметру.

В том месте, где ножка входит в шляпку, располагается ротовое отверстие. Оно ведет в пищеварительный канал внутри ножки, а в разные концы шляпки ото рта расходятся выросты. Стенка тела Dendrogramma состоит из двух слоев клеток, между которыми располагается толстый студенистый слой мезоглеи. Похожим образом устроены гребневики и кишечнополостные (медузы и гидры).

Тем не менее, морские «грибы» не могут быть отнесены к данным типам, потому что у Dendrogramma отсутствуют стрекательные клетки и некоторые другие атрибуты, обязательные для кишечнополостных и гребневиков. По ДНК их местоположение в системе царства животных установить тоже нельзя: поскольку «грибы» долго лежали в формалине, их генетический материал полностью разрушился.

Представители Dendrogramma, относящиеся к двум разным видам, были собраны с помощью трала на глубине в 400 и 1000 метров. Интересно, что существа с таким же диском, исчерченным радиальными выростами, известны ученым в ископаемом состоянии. Они относятся к эдиакарской биоте, древнейшим многоклеточным организмам, которые жили на Земле еще до начала кембрийского периода.

Подобно морским «грибам», эдиакарская биота также обитала на морском дне на большой глубине и вела неподвижный образ жизни. Авторы статьи не исключают, что Dendrogramma и похожие на них эдиакарские ископаемые представляют собой одних и тех же животных. Чем питаются «грибы», неизвестно - возможно, они поедают бактерий, налипающих на слизь их шляпки.