18 апреля ‘24, Четверг

Обезьяны лучше смыслят в покупках, чем люди

Биологи выяснили, что в некоторых отношениях обезьяны являются более рациональными существами, чем люди. В отличие от большинства покупателей они не думают, что высокая цена является гарантией качества товара.

Об этом говорится в статье американских ученых из Йельского университета, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.

Психологам известно, что люди склонны судить о качестве товаров по их стоимости. Так, экспериментально было показано, что если дать испытуемым бокалы с одним и тем же вином, но при этом сказать, что в одном налито дорогое, а в другом - дешевое вино, то подавляющее большинство сочтет вкус наиболее «дорогого» напитка самым изысканным. Аналогичный результат был получен и в случае болеутоляющих лекарств - когда испытуемые полагали, что им дают дорогие препараты, они находили их более эффективными.

Авторы статьи показали, что обезьяны, чья психология имеет много общего с человеческой, лишены этого предрассудка. К такому выводу исследователи пришли после серии экспериментов с семью обезьянками-капуцинами (Cebus apella). Сначала животным были предложены голубые и оранжевые кусочки фруктового льда, имеющие разный вкус. Ученые дали возможность приматам свободно выбирать между ними. Так удалось определить, какая разновидность фруктового льда больше нравится каждой из обезьян.

Затем экспериментаторы заставили животных «покупать» порции льда с помощью монеток в виде кружков из алюминия. При этом цены на разные виды лакомства различались в три раза. Оказалось, что обезьяны в каждом случае предпочитали покупать наиболее дешевый фруктовый лед - вне зависимости от того, какая из его разновидностей им полюбилась на первом этапе эксперимента.

Наконец, исследователи сняли все ценовые ограничения и вновь стали выдавать обезьянам фруктовый лед на безвозмездной основе. Ученые обнаружили, что вкусы животных не изменились - например, если какой-либо обезьяне изначально нравился оранжевый фруктовый лед, то она продолжала выбирать именно его, а не «дорогое» голубое лакомство.

«В ходе других работ нам удалось показать, что обезьяны разделяют многие предрассудки людей, влияющие на экономические решения. Так, приматы еще более иррациональны, чем человек, когда дело касается оценки риска. Но в случае с ценами обезьяны оказались более рациональными, чем люди», -- пояснила Лори Сантос, соавтор статьи.