20 апреля ‘24, Суббота

Американские тараканы удивили ученых своей зоркостью

Энтомологи выяснили, что фасеточные глаза американских тараканов необычайно чувствительны в условиях повышенной затемненности. Эти насекомые способны различать отдельные фотоны.

К такому выводу пришли финские специалисты из Университета Оулу, чья статья опубликована в журнале The Journal of Experimental Biology.

Считается, что тараканы ориентируются в пространстве в основном при помощи хеморецепции и осязания, «ощупывая» окружающие предметы своими антеннами. Однако авторы работы показали, что вдобавок тараканы обладают очень хорошим зрением - они способны различать в темноте очень слабые источники света.

Как известно, если включить свет в комнате, то тараканы немедленно разбегаются по темным углам. Поэтому в ходе эксперимента ученые решили протестировать способность тараканов избегать освещенности - для этого они использовали представителей Periplaneta americana, крупных тараканов, особенно распространенных в южных штатах США.

Насекомых помещали на небольшой шар, чтобы они не могли использовать свои антенны. Шар с тараканом находился в центре сферы, напоминающей арбуз и состоящей из темных и светящихся полосок. Сфера постепенно вращалась и таракан поворачивался на шаре по направлению к темным полоскам.

Постепенно понижая интенсивность света, ученые выяснили - тараканы способны чувствовать разницу между темными и светлыми полосками, когда освещенность последних составляет всего 0.005 люкс. При таком уровне освещенности на каждый фоторецептор таракана в среднем поступает всего один фотон раз в десять секунд.

Ученые полагают, что тараканы каким-то образом суммируют информацию, приходящую от разных глазков-омматидиев в составе сложных глаз, и в результате могут оперативно реагировать на предельно низкую освещенность, которая фактически сводится к единичным фотонам. В дальнейшем исследователи надеются определить, какие именно механизмы в тараканьей нервной системе отвечают за такое «суммирование».