18 апреля ‘24, Четверг

Энтомологи открыли у муравьев коллективную личность

Ученые установили, что разные муравьиные колонии отличаются друг от друга по характеру. Одни из них являются смелыми и агрессивными, а другие - трусливыми и нерешительными.

К такому выводу пришли испанские и французские энтомологи, чья статья опубликована в журнале Behavioral Ecology.

В последние годы появилось немало исследований, доказывающих, что устойчивые индивидуальные особенности поведения свойственны не только людям и приматам, но и многим другим организмам, включая беспозвоночных. Например, было показано, что личностями можно назвать даже отдельных тараканов - перед лицом опасности они ведут себя по-разному в зависимости от своего «характера».

Авторы работы решили выяснить, можно ли найти у насекомых также и коллективную индивидуальность. Для этого они провели эксперимент с муравьями Aphaenogaster senilis. Ученые поймали 27 муравьиных маток и в лабораторных условиях заставили основать их муравейники. Затем исследователи наблюдали за поведением муравьев из разных колоний, в том числе в экстремальных условиях, когда арена, где муравьи искали пищу, разогревалась до 60 градусов Цельсия.

Выяснилось, что рабочие особи из некоторых муравейников избегают неисследованных территорий, предпочитая искать пропитание в уже знакомых участках арены. Кроме того, при сильном нагреве они не отваживаются покинуть муравейник. Однако муравьи из других муравейников вели себя прямо противоположным образом. Спустя 11 недель ученые повторили эксперимент и убедились, что трусливые и смелые колонии не изменили особенностей своего поведения.

Когда ученые ссадили вместе муравьев из смелого и трусливого муравейников, первые предсказуемо победили вторых. Впрочем, как отмечают авторы статьи, излишняя смелость не всегда поощряется естественным отбором. Возможно, муравьи из смелых колоний чаще гибнут, так что нерешительность имеет свои преимущества в природе. Поскольку муравейники были выращены с нуля в одних и тех же условиях, тип их коллективной личности является врожденной особенностью, а не определяется влиянием среды.