28 марта ‘24, Четверг

В будущем пчелы уступят место мухам, заявили ученые

Биологи показали, что роль пчел в процессах опыления сильно преувеличена. Даже если численность пчел продолжит снижаться, то им на смену придут другие опылители, такие как мухи и жуки.

Об этом говорится в статье австралийских ученых из Университета Новой Англии, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние годы на Западе популяция диких пчел и шмелей начала стремительно сокращаться, а некоторые виды даже оказались на грани вымирания. Одни специалисты связывают это с воздействием пестицидов на нервную систему, другие - с выхлопными газами техники, работающей на дизельном топливе, третьи - с дефицитом цветов.

Авторы нового исследования показали, что фермерам не стоит сильно тревожиться по поводу исчезновения пчел. Они проанализировали данные 39 работ, проводившихся на 5 континентах и посвященных опылителям сельскохозяйственных культур. Оказалось, что из всех насекомых, которые посещали цветы, 25-50% приходилась на мух, жуков, бабочек и ос.

Несмотря на то, что мухи и осы могут за один раз унести на себе меньше пыльцы, чем пчелы, они компенсируют это, прилетая к цветам чаще. Следовательно, пчелы не являются незаменимыми в деле опыления. Поскольку прочие насекомые более устойчивы к изменениям климата и загрязняющим веществам, не исключено, что они смогут стать неплохой альтернативой.

По словам специалистов, выводы работы справедливы по меньшей мере для 17 насекомоопыляемых культур. Как отмечается, даже сейчас многие тропические растения, важные для человека, такие как манго и аннона, обходятся без помощи пчел, которые не считают их цветы привлекательными.