28 марта ‘24, Четверг

Во время полярной ночи в океане светло, как днем

Американские биологи рассказали о неожиданно высоком уровне биолюминесценции в океане во время полярной ночи. Оказалось, что светящиеся организмы затмевают собой даже звезды.

К такому выводу пришли ученые из Делавэрского университета, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Долгое время считалось, что во время четырехмесячной полярной ночи жизнь в море замирает - планктонные организмы либо отмирают, либо становятся неактивными. Однако авторы статьи показали, что даже зимой жизнь планктона идет полным ходом: микроскопические рачки и прочие существа совершают вертикальные миграции и, более того, активно светятся, тем самым как бы компенсируя недостаток солнечного света.

Исследование проводилось у берегов архипелага Шпицберген. В январе 2015 года ученые измерили здесь уровень освещенности океанской воды на различных глубинах, вплоть до 120 метров. Оказалось, что чем глубже и чем слабее доходит свет с поверхности, тем больше в океане встречается биолюминесцентных существ. Пик их светимости наблюдается на отметке в 80 метров, причем биолюминесценция превосходит по интенсивности даже свет звезд и Луны.

Из 17 изученных видов планктона было идентифицировано 7, которые вносят вклад в свечение. Ближе к поверхности подсветку обеспечивают одноклеточные водоросли динофлагелляты, на глубине в 40 и более метров активнее всего светятся веслоногие рачки.

Авторы статьи надеются, что результаты их работы помогут понять, как морские сообщества Арктики будут реагировать на глобальное потепление. Напомним, климатологи подсчитали, что из-за таяния льдов этот регион станет доступным для обычных судов уже к середине нынешнего столетия.