28 марта ‘24, Четверг

Не только москвичи могут увидеть Вселенную своими глазами

Московские астрономы на весь сентябрь открыли свои двери для людей, которым хотелось бы хотя бы одним глазком (но своим) увидеть Вселенную. Что именно увидят москвичи, выяснили корреспонденты Infox.ru. Кроме того, они узнали, что посмотреть в настоящий телескоп можно и в других местах.

Ровно 400 лет назад, в начале сентября 1609 года итальянец Галилео Галилей впервые посмотрел на небо в телескоп. В память об этом ключевом для астрономии событии ООН объявила 2009 год Всемирным годом астрономии. К астрономическому году ученые подготовили множество мероприятий, одно из которых -- проект «100 часов астрономии». В начале апреля большинство обсерваторий мира на четыре дня и четыре ночи распахнули свои двери для публики, которой выпала редкая возможность увидеть звезды и планеты в профессиональный телескоп.

С весны на осень

Российские ученые в этом проекте также участвовали. Однако апрельская погода в средней полосе нашей страны редко балует ясными ночами, потому астрономы Московского университета решили перенести свои 100 часов на сентябрь. До конца сентября каждый ясный вечер, кроме воскресного, Государственный астрономический институт имени Штернберга (ГАИШ) ждет гостей с 20.00 до 23.00. Небо будут показывать всем желающим и совершенно бесплатно. Если, конечно, у них хватит сил отстоять очередь.

Астрономы предлагают москвичам и гостям столицы три профессиональных телескопа. На крыше ГАИШ к услугам гостей линзовый телескоп (как говорят профессионалы, рефрактор) АВР-1 диаметром 200 мм, зеркально-линзовый (катадиоптрический) телескоп АЗТ-7 системы Максутова того же размера. А в саду на территории института посетителей ждет рефрактор фирмы «Цейсс» с диаметром объектива 300 мм. Профессионалам помогают любители астрономии, которые выставили свои, подчас не менее солидные инструменты на площадке перед зданием ГАИШ.

Прогулка в космосе

В начале месяца экскурсия по небу будет начинаться с Луны, однако спутник нашей планеты каждый день восходит все позднее и позднее. Когда сумерки закончатся, придет время Юпитера, крупнейшей планеты Солнечной системы, вокруг которой тоже крутятся луны -- несколько десятков. Четыре крупнейших спутника Юпитера -- Ио, Европу, Ганимед и Каллисто разглядел еще сам Галилей, и их называют галилеевыми.

Если повезет и в обсерватории будет не так много посетителей, можно попросить наблюдателей показать Уран и Нептун -- две планеты, которые не были известны астрономам древности. Сейчас на небе они находятся неподалеку от Юпитера. Уран обращается вокруг Солнца, практически лежа на боку, а полный оборот занимает 84 земных года, поэтому полярные ночь и день попеременно охватывают всю планету. Сейчас Солнце впервые за 40 лет восходит над северным полушарием планеты.

Купол крупнейшего из телескопов, предложенных публике, -- 300-миллиметрового «Цейсса» находится среди деревьев, и они мешают ему видеть планеты, которые сейчас не поднимаются высоко в небо. Здесь астрономы показывают красивые двойные и кратные звезды, шаровые скопления из сотен тысяч звезд. Могут показать и крупнейшую из галактик-соседок Млечного Пути, туманность Андромеды -- опять же если позволят погода и время.

В Москве и не только

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга находится в Москве, неподалеку от станции метро «Университет», в 10-15 минутах ходьбы вдоль проспекта Вернадского. Наблюдения могут состояться лишь в хорошую погоду, и прежде, чем отправляться в ГАИШ, стоит свериться с объявлением на сайте института. Там же более подробно описано, как добраться до обсерватории пешком и где удобно припарковать машину.

Ближе к концу месяца, в период с 24 по 27 сентября, свои двери для посетителей откроют и другие обсерватории страны. В Подмосковье это Звенигородская обсерватория Института астрономии РАН и Пущинская радиоастрономическая обсерватория. Под Петербургом откроются музей и телескопы Пулковской обсерватории, в Казани -- обсерватория имени Энгельгардта, а под Екатеринбургом -- университетская обсерватория в Коуровке. В Нижнем Новгороде, Перми и Кирове наблюдения пройдут на базе городских планетариев.

Но больше всего, конечно, повезет жителям Кавказа. В те же дни в проекте «100 часов астрономии» примет участие и Специальная астрофизическая обсерватория РАН вблизи станицы Зеленчукская в Карачаево-Черкесии. Здесь находятся два крупнейших астрономических инструмента страны -- 600-метровый радиотелескоп РАТАН-600 и оптический телескоп БТА. Его зеркало диаметром 6 м в течение полутора десятков лет оставалось крупнейшим в мире. Впрочем, в такие инструменты глазом давно не смотрят, но в обсерватории есть и несколько телескопов размером поменьше.

Москвичам предложили альтернативу Samsung Pay при оплате проезда в общественном транспорте