Включить в печать
опубликовано 26 янв ‘10 12:35

Россию исключили из клуба научных супердержав

текст: Олег Зегонов/Infox.ru
Влияние российской науки в мире угасает, заявили аналитики компании Thomson Reuters, сравнив развитие научной сферы в разных странах и изучив объем исследовательских публикаций за разные годы. Россия уже серьезно отстала от Китая. Эксперты считают выходом из ситуации развитие международного сотрудничества в научной сфере.

Россия продолжает утрачивать былое влияние в научной сфере, отступая с унаследованных со времен СССР позиций мировой научной державы, считают аналитики компании Thomson Reuters, проанализировавшие динамику развития научной сферы в разных странах. По их мнению, ослабление российской исследовательской базы связано не только с «утечкой мозгов» и переходным периодом 1990-х годов, но и падающим интересом к науке как таковой.

Наследие СССР

Исследование периодичности, объема и цитируемости публикаций российских ученых свидетельствует о почти «всестороннем спаде» в научной сфере, говорится в докладе. «Российская исследовательская база столкнулась с проблемой, и признаков решения ее пока мало. Россия столь длительное время была европейским и мировым лидером в исследовательской и интеллектуальной сфере, что кажется удивительной и даже шокирующей ее малая, уменьшающаяся доля в мировой научной деятельности», -- говорится в исследовании.

Россия продолжает утрачивать былое влияние в научной сфере, отступая с унаследованных со времен СССР позиций мировой научной державы, считают аналитики компании Thomson Reuters, проанализировавшие динамику развития научной сферы в разных странах. По их мнению, ослабление российской исследовательской базы связано не только с «утечкой мозгов» и переходным периодом 1990-х годов, но и падающим интересом к науке как таковой.

Наследие СССР

Исследование периодичности, объема и цитируемости публикаций российских ученых свидетельствует о почти «всестороннем спаде» в научной сфере, говорится в докладе. «Российская исследовательская база столкнулась с проблемой, и признаков решения ее пока мало. Россия столь длительное время была европейским и мировым лидером в исследовательской и интеллектуальной сфере, что кажется удивительной и даже шокирующей ее малая, уменьшающаяся доля в мировой научной деятельности», -- говорится в исследовании.

При том что другие страны наращивают инвестиции в исследовательскую сферу, Россия в последние годы пыталась сохранить достигнутый уровень и даже отстала в таких традиционно развитых для нее областях, как физика и исследования космоса, приводит «Эй-би-си» слова главы исследовательской группы Джонатана Адамса. Исследование компании Thomson Reuters, индексирующей 10,5 тыс. изданий по всему миру, рассматривает развитие науки в Бразилии, России, Индии и Китае за последние 30 лет.

«Всего лишь 20 лет назад, перед распадом СССР, Россия была научной супердержавой, в стране проводилось больше исследований, чем в Китае, Индии и Бразилии вместе взятых. С тех пор это осталось в прошлом», -- резюмирует доклад Financial Times.

Мало пишут

Проанализировав базу научных публикаций, эксперты установили, что на долю России приходится всего 2,6% от общего объема исследований, проиндексированных компанией Thomson Reuters за последние пять лет. Для сравнения, на Индию приходится уже 2,9% публикаций, а на Китай – все 8,4%. При этом российские исследования в основном сфокусированы на физике и химии, мало публикаций по сельскому хозяйству и информатике.

Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в расширении международных связей с российскими исследовательскими учреждениями и привлечении ресурсов из-за рубежа. В качестве примера эксперты приводят все тот же Китай. 9% научных публикаций из этой страны написано в соавторстве как минимум с одним исследователем из США.

Аналитики также отмечают, что финансирование лучших российских НИИ три года назад соответствовало всего лишь 5-7% от объема финансирования аналогичных организаций в США. «Проблема заключается в огромном снижении финансирования НИОКР в России после распада СССР. Но несмотря на исход многих подающих надежды российских ученых, в стране еще сохранился большой запас талантов. И не в интересах остального мира, чтобы «утечка мозгов» продолжалась. Мы должны больше участвовать в программах софинансирования, чтобы помочь российским исследованиям вновь набрать скорость», -- комментирует исследования Адамс.

Между тем Китай за последние три десятилетия сделал мощный рывок в научной сфере, и признаков замедления этой тенденции аналитики пока даже не усматривают. В настоящее время Китая занял второе место, после США, в мировом исследовательским рейтинге. Если такой темп сохранится и в дальнейшем, то уже к 2020 году он выйдет на лидирующие позиции.

КОММЕНТАРИИ (27)
Emacs23
пост #1 / 13:07, 26 янв '10
Да всё уже, поздно. Кто будет писать? Старики уже уходят, молодых учить некому, т.к. среднее поколение уже всё уехало-переквалифицировалось.
vep
пост #2 / 13:33, 26 янв '10
Сейчас все больше юристы,да экономисты...как собак не резаных...
stranniks
пост #3 / 14:22, 26 янв '10
О чем речь, если средства выделяемые на научные исследования, разворовываются псевдонаучными конторами "рога и копыта" которые изобретают аппараты для разгона облаков. Уровень образования снизился на столько, что министр образования, предлагает ввести экзамены по желанию, т.е., как не учись, аттестат у тебя в кармане. Стоит ли заморачиваться на учебу, когда деньги решают все. Об этом у нас кричат и пропагандируют все СМИ. Поколение "пепси" - потерянное поколение. Национальная идея, к реализации которой могли бы стремится граждане государства, отсутствует. Кругом аппатия и (извиние за выражение) пофигизм. Правящая партия хочет сделать жизнь народа лучше, но как это сделать, на фоне повальной коррупции и криминалитета среди чиновников, нокто не знает. Законы работают на половину. Созается впечатление, что власть в россии живет отдельно, народ отдельно. У каждого свои проблемы и чаяния, которые, ну никак между собой не перехлестнутся.
ond
пост #4 / 14:56, 26 янв '10
А кто-то продолжает верить, что это не конец, а только начало..........
ВКА
пост #5 / 15:25, 26 янв '10
Началось всё в далёкие советские времена. Был принят закон-убийца - закон о всеобщем среднем образовании. Но средний дурак неспособен к образованию! Вот и сделали школьную программу посильной для среднего дурака. Потому и теория относительности подаётся в ней, как высшее достижение человеческого гения. А для правильного мышления эта теория - не более, чем нагромождение грубейших ошибок. Но правильному мышлению у нас не учат. И чем прикажете думать молодому таланту?
Россия занимала лидирующие позиции? Чушь! Она доедала остатки от дореволюционной научной школы, о чём свидетельствует отсутствие нобелевских лауреатов. А теперь мы проели наследие СССР, как и доедаем остатки советской экономики.
sanek_75 > stranniks
пост #6 / 15:48, 26 янв '10
"Уровень образования снизился на столько, что министр образования, предлагает ввести экзамены по желанию, т.е., как не учись, аттестат у тебя в кармане."
Если в ВУЗе будущий инженер не может вычислить корень из 1, причем пытается пользоваться калькулятором или его же сокурсник, получив 81 балл ЕГЕ, изучая дополнительно русский язык в академии пишет "ИСКЕЗ", "Оксанаметрия", а дискреминант это мат, то ФИО нашего министра ПроФурсенко. А уж если инженеру сокращают часы на дисциплины направления "Механика", "Математика", а взамен вводят Экологию, культурологию, психологию и педагогику, да и тот же русский язык (они изучали его в школе на достаточном для инженера уровня), то нужно ждать новых катостроф аквапарков.
Chert
пост #7 / 16:55, 26 янв '10
Нет, ничего ещё не поздно. Людям с пессимистическими настроениями да а другим нет. Ведь если так думать (уже поздно) то можно просто поднять руки и пойти сдаваться странам по их мнению "победителям" И даже утерянные знания можно восстановить по сохранившемся документациям было бы желание и соответствующие финансирование. Надеюсь что рано или поздно все будет меняться в лучшую сторону.
stranniks > sanek_75
пост #8 / 17:01, 26 янв '10
Полностью с Вами согласен. Из этого следует, сам собой напрашивающийся вывод, что кому-то очень нужно оболванить Россию, т.к. безграмотным народом проще руководить. Я Вам даже больше скажу, когда у народа появляется ум, знания и совесть, продажным чанушам труднее становится воровоть, а они, ох как не хотят быть отстранены от кормушки, хотя среди них, безграмотных и бездарных руководителей ой как хватает.
Geoba > stranniks
пост #9 / 18:54, 26 янв '10
..Россию исключили из клуба научных супердержав..

Правильно сделали!!! И ей это исключение "до фонаря".., зато она в 21 веке в православную державу превращается - вместо нормального преподавания физики/астрономии будут учить Закону Божьему и "основам христианской морали", которая, наверное, резко отличается от общечеловеческой морали, если ее надо преподавать спецкурсом в ущерб знаниям цивилизации..

Дремучая Россия!
ВКА > Chert
пост #10 / 19:37, 26 янв '10
Представления у вас, однако... Около двадцати лет назад американцы убили создателя комплекса С-300. Но тот успел сделать в чертежах комплекс С-400. Чертежи есть, а комплекса до сих пор нет. Когда-то, очень давно, у нас были сверхзвуковые стратегические бомбардировщики, которые могли летать быстрее истребителей НАТО. Чертежи этих бомбардировщиков у нас есть. А бомбардировщиков нет и не предвидится. Тот же конструктор создал в чертежах самолёт совсем уже невероятных характеристик. Но наш гениальный Туполев подсуетился, КБ конструктора попросту разогнали (конструктор в итоге умер от инфаркта), а чертежи отдали Туполеву, который в сверхзвуке ни бэ, ни мэ. В начале 90-х друзья-американцы посмотрели чертежи и сказали, что обязательно сделают такой самолёт, но не раньше 2025 года. А у нас он мог быть уже в 1975 году.
Geoba
пост #11 / 20:00, 26 янв '10
Многие искренние патриоты России, не имеющиее отношения к науке, даже представить себе не могут всю степень развала интеллектуальной и научной базы страны...
России НЕ НУЖНЫ никакие know-how,- это я заявляю как свидетель встречи автора одного уникального! открытия с членкорром РАН, широко известным в мировой науке еще с советских времен. Не называя имен передам только откровенную суть этого разговора: -"... бесполезно надеяться на Академию, она уже НЕ ТА, - это болото,где давно никого ничто не интересует. Этому отрытию прямая дорога в Китай, к моему глубочайшему сожалению..., и они это возьмут двумя руками!.." Нормально, да? Честные, думающие ученые НИЧЕГО не могут сделать в этой российской трясине, - можно сколько угодно красиво говорить с высоких трибун, но российская реальность не имеет ничего общего с патриотическими лозунгами.. (((
Chert > ВКА
пост #12 / 20:27, 26 янв '10
Ну возможно Вы в чём то и правы я этой информацией не владею. Но опять же это не повод опускать руки и говорить что всё потеряно. Представьте что так делал бы каждый учёный. Не было бы тогда нашей любимой страны(((.
ВКА > Chert
пост #13 / 20:47, 26 янв '10
Подождите, не будет и страны. Ещё не всё потеряно. Японские силы самообороны втрое превосходят все наши силы на Дальнем Востоке. Японцы уже прямо угрожают занять острова силой. И это будет только начало. А воевать с Японией мы не можем. Даже от наших ракет они защищены американской ПРО. Китай же молча заселяет Дальний Восток. Потом займётся Сибирью. А потом "засланцы" объявят эти территории китайскими. И что - ракета из шахты под Иркутском взлетит и ударит по Иркутску? Она это делать не умеет. При том при всём наша армия много слабее китайской. Но китайцы вооружаются, а мы планируем резкое сокращение армии. Плюс к тому население России уничтожается как извне, так и правительством, притом вполне сознательно. Так что у России шансов нет. Кстати, вы в курсе, что в Москве русские составляют всего одну треть?
ВКА > Chert
пост #14 / 21:09, 26 янв '10
Ой, за страшилками забыл о главном. Почему у нас чертежи есть, а техники нет? А потому, что кроме чертежей, надо иметь в голове ещё кое-что. А это "кое-что" человек может передать только своим ученикам. То есть нужна научная школа, нужна определённая система представлений. У нас этого нет. У нас школьникам набивают голову галиматьёй, а в науке "специалисты" озабочены распределением государственных денег между своих. Слыхали о "Комитете по лженауке"? Вот это оно самое. "Свои", значит, учёные, а "не свои" - лжеучёные. [удалено модератором]
Chert > ВКА
пост #15 / 21:31, 26 янв '10
Ну на самом деле американское про в японии не сможет сбить все ракеты если придётся ударить. А для островного государства там много ракет не надо чтобы усмирить их на долгое время. А на счёт китая я с Вами согласен там проблема посложнее. А что на чёт армии я пока не знаю что произойдёт с ней дальше. Но вот например пограничные войска года так четыре назад были переведены все на контрактную основу и с теми с кем мне приходилось общаться довольно неплохо были укомплектованы, да и зарплата у них поболее чем у ВС.
ВКА > Chert
пост #16 / 21:43, 26 янв '10
Если мы ударим по Японии всеми ракетами, то останемся с голым задом. Будем Верхней Вольтой, но уже без ракет. Боюсь, что тогда Эстония точно отнимет у нас Кемску волость. Потому и приезжали недавно японские чины - поторговаться. О результатах нам не сообщили. [удалено модератором] ссылку на хороший ролик. Если вы её не получили, то черкните мне на oven-52@mail.ru, я сообщу.
Chert > ВКА
пост #17 / 21:54, 26 янв '10
Да не Вы преувеличиваете. Ракет пока хватит на весь шарик (правда пока). А на счёт эстонии дак там и решать нечего если действовать методами сша два-три дня
Geoba
пост #18 / 22:38, 26 янв '10
Данная статья о том, что Россию исключили из клуба научных супердержав поразительным образом совпала по времени/месту на научном сайте infox.ru с другой статьей "Луну мог породить ядерный взрыв",в комменте к которой частично показано что именно потеряла Россия, сознательно проигноривав то, что сделано русским! автором, но не из РАН. Поезд ушел,... Россия могла снять мировые бонусы за это открытие, но НЕ ЗАХОТЕЛА.. Вольному- воля, глупому- позднее раскаяние..
Bomberg
пост #19 / 08:02, 27 янв '10
Увы, читая тутошние опусы, понимаешь, насколько правильно исключение России из "клуба научных держав". Даже не "супер"-пупер.
Такой серости и убожества даже в многочисленных нии, переливавших из пустого в порожнее, не было лет 20-30 назад.
Пень
пост #20 / 03:01, 23 фев '10
Всё правильно, публикаций мало ещё и потому, что мы строим инновационную экономику, т.е. экономику, построенную на знаниях ( т.е. я знаю, а ты нет, поэтому если хочешь узнать заплати). Какой смысл публиковать свои результаты, если на них можно попытаться заработать (продать за рубеж, организовать своё предприятие и т.д.). Поэтому вместо научных публикаций, мы имеем околонаучные (рекламные буклеты в лучшем случае), которые в рейтинговые журналы обычно не принимают.
Раньше имело смысл публиковаться, чтобы, например, защитить докторскую. Сейчас это бессмысленно, хоть кандидат, хоть доктор оба нищие.
Nicholas > Пень
пост #21 / 19:59, 2 апр '10
Ага прям построели, это наука ,а не технология, ее нет смысла скрывать и прятать.
Nicholas > ВКА
пост #22 / 20:07, 2 апр '10
что когда кончаются слова, сжимаются кулаки, правда?
говорили о науки , и тут же ударим по Японии ракетами.
да и кто ударит, вы?
говорите за себя
Nicholas > ВКА
пост #23 / 20:13, 2 апр '10
А вы знаете сколько сейчас академий развелось, если некомитет по лженауки, сейчас вместо РАН была бы Росиийская Акалемия уфологов и Гадалок, еще про а главным академиком был Грызлов.
Nicholas > ВКА
пост #24 / 20:13, 2 апр '10
Значит надо что то делать а не сеть коментами засорять
Nicholas > Geoba
пост #25 / 20:15, 2 апр '10
Согласен, но надо что то делать а не говорить болото болото, а надо решать проблемы, от того что президент скажит, лошадь не поедет.
ВКА > Nicholas
пост #26 / 20:26, 2 апр '10
Вы, случаем, облака не разгоняете люстрой Чижевского? Строго по науке? А то энергия у вас прямо кипит. Комитет по лженауке - это чума науки. И не уфологов он давит, а денежки делит. А наука сдохла, строго по науке.
ВКА > Nicholas
пост #27 / 20:41, 2 апр '10
Вы полагаете, что сеть засоряю я? А что вы предлагаете мне, тяжёлому инвалиду? Может, объявить голодовку? Япония будет в ужасе! Но я-то жрать хочу!