Включить в печать
опубликовано 11 мая ‘10 10:00

Учителя зло посмеялись над школьной бюрократией

текст: Алла Солодова/Infox.ru
Российские учителя начали акцию протеста против школьной бюрократии. Они не вышли на улицы и не прекратили работу, а просто выложили формы, которые им приходится заполнять, в интернет. Корреспондент Infox.ru попытался прочитать выложенное.

На сайте всероссийского интернет-педсовета стартовал проект«Бумажкам.Нет!».Каждый педагог может внести лепту в создание реестра «бесполезных бумажек». Для

На сайте всероссийского интернет-педсовета стартовал проект «Бумажкам.Нет!». Каждый педагог может внести лепту в создание реестра «бесполезных бумажек». Для этого необходимо заполнить анкету и отправить соответствующий документ в банк канцелярской глупости и бессмыслицы, с которой постоянно сталкиваются школьные учителя.

Реестр бессмыслицы и бреда

Банк документов появился недавно, так что говорить о каких-то конкретных результатах и выводах пока рано. Однако около 800 учителей, недовольных сложившейся ситуацией, откликнулись на призыв рассказать о том, какую бессмысленную работу они выполняют. И предварительно стало ясно, что учитель тратит на заполнение всех бумаг около 8 часов в неделю. То есть целый рабочий день.

«Обидно, что на заполнение бумаг, которые в течение года несколько раз переписываются, дополняются и исправляются, мы тратим столько времени, что не успеваем уделить внимание ученикам, -- поделилась с Infox.ru учительница истории из Белгорода с 32-летним стажем работы. -- За время моего трудового стажа количество детей в городе уменьшилось. Количество вышестоящих чиновников, напротив, увеличилось в десятки раз. И перед каждым необходимо отчитаться в письменном виде о планах, результатах, оплошностях и достижениях. Более того, мы должны проводить анализ по сравнению с прошедшими годами. Когда в нагрузке стоит 900 часов и программы классов одной параллели сильно отличаются, сделать все описанное получается только в ущерб ученикам. Я просто задыхаюсь от ненужных объятий чиновников».

Договор об использовании ноутбука

Появившиеся в открытом реестре документы бессмысленны не только юридически, но и по сути. Например, бланк отчета о подготовке к празднованию Дня Победы или договор об использовании ноутбука содержат такие формулировки, переварить которые адекватному мозгу просто не под силу. Преподавателю, буквально как обезьяне, разъясняют, что он должен делать с ноутбуком на рабочем месте. И как этот предмет должен гармонично вписаться в интерьер учреждения. Единственного акта о материальной ответственности школе, по всей видимости, недостаточно. Также составители документа, видимо, уверены, что взрослый образованный человек, не подписав договора, не сможет соблюдать порядок на рабочем месте. Поэтому каждый свой шаг преподаватель должен протоколировать, утверждать, оценивать и анализировать. Еще он обязан заполнять пробелы в планах личностного роста и самосовершенствования.

Юристы Infox.ru прочитали договор об использовании ноутбука. «Такой договор выходит за рамки трудовых отношений. Работодатель сам должен предоставить сотруднику рабочее место в полной комплектации. По аналогии с этим договором можно составить документы об эксплуатации канцелярских принадлежностей, стула и столовых приборов. Кстати, в договоре не сказано, что такое «ноутбук». А уж если предполагается, что учитель знает, что такое «ноутбук», то уж, наверное, он разберется, как «организовать рабочее место на основе ноутбука как органическую часть кабинета», -- подытожил анализ документа юрист Infox.ru.

В том, что такой документ не только бесполезен, но и унижает достоинство учителя, уверен и директор московского Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский: «Составить договор об использовании ноутбука можно. Но в большей части он должен дублировать акт о материальной ответственности с учетом лишь того, что этим техническим средством преподаватель может пользоваться и вне школы. Это нужно для того, чтобы его не обвинили в воровстве. Документ же, попавший в реестр бесполезных бумажек, – это полнейший бред. С таким же успехом можно было написать, что (учителю. -- Infox.ru) запрещается играть в карты и заходить на сайты знакомств», -- говорит Ефим Рачевский.

На этом чиновничьи издевки не заканчиваются. Учитель должен прогнозировать и анализировать творческие и интеллектуальные успехи каждого ученика. А если в классе есть «особые дети» -- одаренные или из «группы риска», то на каждого из них должно вестись отдельное «дело». Что планировали, что сделали, почему не выполнили запланированное и так далее – эти и другие графы преподаватель заполняет в личных карточках учащихся. Среди особо выдающихся вопросов: «как изменился уровень патриотичности учащихся?» или «оцените степень толерантности».

«В таких случаях легче отдаться, чем сопротивляться. Нам приходилось даже отчитываться в том, сколько кленовых листьев собрали ученики во время какого-то субботника», -- говорит Ефим Рачевский.

Как правильно составлять портфолио

Прекрасная идея создать портфолио ученика сильно мутировала. В обыденном понимании это должна была быть «папочка», в которой подшиты все грамоты, дипломы и благодарности. На деле все вышло иначе. Полноценный эмбрион проекта ученических достижений появился на свет в виде гипертрофированной таблицы на 17 листов и руководства по ее заполнению на 10 000 знаков. Как аннотация, так и таблица написаны канцелярским, неживым и непонятным языком. Учителя, заполняя подобные «документы», начинают писать и говорить в таком же стиле, после чего их перестают понимать и ученики, и их родители.

Генераторы идей

О школьной бюрократии корреспонденты Infox.ru попытались поговорить с сотрудниками Управления образования города Ачинска, которые составили один из подобных документов. Чиновники немного разнервничались, но после тяжелых вздохов и сбивчивых фраз из серии «для нас это тоже наболевшая проблема» и «вы даже не можете представить, какое количество бумаг нам надо перечитывать и фильтровать, прежде чем они попадут в вышестоящие инстанции», посоветовали поговорить со своим руководителем.

Руководитель отдела звонку из Infox.ru не обрадовалась. Но все же сказала, что, если корреспонденты до нее доедут, она обязательно покажет папку «входящие» в электронной почте, после чего сразу станет понятно, откуда «растут ноги».

Ехать в Ачинск оказалось не обязательно -- про пресловутые ноги Infox.ru рассказал директор одного из красноярских информационно-методических центров: «К нам постоянно приходят письма с пометкой «срочно» или «важно». Эти приказы мы должны исполнить оперативно – в течение нескольких часов или суток».

Что это за приказы и зачем они нужны в таком количестве, корреспонденты Infox.ru не выяснили: в департаменте образования Москвы, откуда в округа столицы спускают подобные распоряжения, способных прояснить ситуацию чиновников не нашлось. Впрочем, возможно, это связано с майскими праздниками.

Минимум нужных бумаг для максимальной эффективности

Безусловно, учителя заполняют не только бесполезности. Директор ЦО «Царицыно» Ефим Рачевский отмечает, что есть бумаги, без которых невозможно обойтись. Прежде всего это документы финансовой отчетности, охраны здоровья учеников, дневники и журналы, календарно-тематическое и поурочное планирование. Все остальное – это инициативы школы и Управления образования, от которых директор должен ограждать своих сотрудников: «Есть сверхидиотизмы, на которые все-таки приходится реагировать. Чтобы не отвлекать учителей на неэффективную работу, мы в оперативном порядке отвечаем на такие запросы, не доводя их даже до преподавателей», -- говорит Ефим Рачевский.

Бюрократическая круговерть имитирует работу, создает иллюзию эффективности. Причем, как отмечают учителя, с появлением национальных проектов и реформ количество ненужных отчетов только увеличилось. Обилие учебников, реформы и новые ФГОСы только добавляют волокиты. По всем нововведениям приходится отчитываться, а они порой этого вовсе не стоят.

Так, некоторые преподаватели устраивают неформальные конкурсы между школьными учебниками. Первым выбывает тот, в котором обнаруживается 100 (!) ошибок. А ведь по этим книгам детям приходится учиться, а учителям учить и отчитываться.

«Все берется от никому не нужных реформ. Точнее сказать, «нужных» только реформаторам, потому что так они зарабатывают на хлеб», -- говорит один из участников дискуссии, учитель математики и информатики из Новосибирска. «Мы готовим пищу для чиновников, -- поддерживает его учитель истории из Белгородской области. -- Ведь они всем этим и живут. Работать по нашим документам невероятно удобно, потому что уважающий себя учитель подходит ко всему с большой ответственностью. Потратив целый месяц летних каникул на составление планов, я, как никогда, почувствовала себя ненужной: в нашей области из-за какой-то ошибки прекратились начисления за классное руководство».

Ефим Рачевский уверен, что профессионализм учителя проявляется не в отчетах. И больше пользы преподаватель принесет, если станет учить, а не заниматься канцелярской волокитой: «Не мешайте работать школе. В современных условиях школьные учителя настолько мотивированы на хорошую работу, что эти бумаги мало что дают».

КОММЕНТАРИИ (13)
niv
пост #1 / 13:13, 11 мая '10
Вечная российская бюрократия...

Сделают электронные справки (как обещает медведев)
и каждую обяжут ноториально подтвердить :))
astsergey
пост #2 / 14:24, 11 мая '10
-- Был я учителем, ничего такого раньше не было .. Демократия придумывает работу другим - а для учителей: причину чтобы меньшие им платить ... они же сами-то неучи ...
imaliy
пост #3 / 15:39, 11 мая '10
Ошибкой, объясняющей большую часть часто наблюдаемой неэффективности, является то, что люди превращают разумный и простой принцип в сложную бюрократическую программу или систему. Более того, персонал и специалистов необходимо оградить от бюрократизма, который может быть оправданным, но при этом всё равно приведёт к разрушительными последствиям.
У большинства людей слишком много мелких задач. Для них это губительно; они останавливаются в своём развитие, бессмысленно растрачивая свою энергию и, хотя и могут действительно выполнять большой объём работы, не в силах продемонстрировать существенные результаты. (Ф.Малик – «Управлять. Работать. Жить.» 2008г.)
Dingo
пост #5 / 22:33, 11 мая '10
Это еще что, самая страшная бюрократия в больницах. Когда на больного врачи тратят времени меньше, чем на бумажки. Причем самое смешно в том, что решив проблему с очередями ....они вновь ее создали из-за бумажной волокиты...10 минут на пациента ....20 на бумажки...создаеться впечатление что врачи не лечат, а занимаються бухгалтерией. Честно говоря всегда это поражало.
Причем от бумажек страдают как врачи так и больные...появляеться вопрос - Кому вообще это надо ?
кир
пост #6 / 12:00, 12 мая '10
лично ушел со школы из за этого фиглярства, реальные результаты никого не интересуют, учителей свели на уровень рабов, и выхода нет - система государственной власти таким образом прессингует на будущих граждан. Воспитательный процесс, понимаете ли... жаль коллег, взвыли от безысходности
Helen4ik
пост #7 / 12:06, 12 мая '10
Как говорится, если хочешь испортить какую-либо идею, доведи её до абсурда... Что можно ещё сказать по этому поводу? Только то, что подобными бумажками сводится на нет работа учителя, человека, чья профессия предполагает сеять разумное, доброе, вечное, пусть как бы не банально это звучало. Учитель только тогда учитель, когда он лицом к лицу с ребенком, когда у него есть время на решение каждой проблемы своего ученика, когда он доступен для детей. А если заполнять всю эту чепуху, которую обязали заполнять учителя, ему, естественно, не до детей. Так за что же наше государство, в таком случае, платит учителю зарплату: за работу с детьми или за работу с бумажками?
Vanderblog
пост #8 / 14:49, 12 мая '10
Ввиду наличия отсутствия возможности производства вышеизложенного...
Мне часто хочется познакомить чиновников с моим попугаем
blyostka
пост #9 / 23:39, 15 мая '10
Достали проверками и бумагами!!!
Почти каждый месяц переживаем очередную страшную проверку из различных учреждений, комиссий, комитетов, департамента. И откуда взялось столько начальников и проверяющих?
Заполняем горы ненужных бумаг! Дышать нечем!
Сейчас главное - не работа с детьми, а чтобы все бумажки и отчеты в порядке были!
Если сопротивляешься, высказываешь свое мнение - грозят увольнением!
Sk8angel
пост #10 / 02:01, 27 мая '10
И в спортшколах такая же ситуация. Более того, с нового учебного года хотят ввести новый тип журналов, заполнение которых значительно увеличит время их заполнения. Причем ни компьютер, ни лэптоп (ноутбук) не предусмотрены вообще. Я пользую личный. У вас, учителя, хоть стол под руками и стул, где надо. А нам после спортсооружений (зал, лед, стадион, поле и т.п.) еще в тренерскую бежать и сидеть пол ночи, чтобы все записать. Более того, в этом журнале есть все, кроме того, что нам необходимо. Я живу "двойной бухгалтерией", так сказать: одно - для отчетов, а в лэптопе (н/буке) то, что надо для работы.
графиня
пост #15 / 17:52, 22 июн '10
в этом году прохожу аттестацию. боюсь состариться, пока оформлю портфолио. спасибо чиновникам за новое положение об аттестации!
trianin
пост #16 / 01:58, 12 авг '10
Надо уничтожить последние остатки образования в стране!!! Высмеивать по зомбоящику учителей, показывая их убогими, недалекими и жадными (Снежана Денисовна и т. д.) Вбить в детские головы мысль, что учитель – это ЗЛО. А что бы процесс был двусторонний, учителю необходимо в свою очередь запудрить голову разными отчетами. Главное написать красивый отчет, а учебный процесс подождет! Наших детей целенаправленно готовят на роль рабов. А зачем рабам знания??? Своих детей чиновники не оставят в стране, отошлют набираться знаний за бугор. Вот и весь сказ.....
ussus > blyostka
пост #17 / 21:08, 15 авг '10
не поверите, абсолютно аналогичная ситуация ПО ВСЕЙ СТРАНЕ там, где присутствует государство (медицина: пациенту некогда времени уделить за БЕСКОНЕЧНЫМ заполнением БЕСКОНЕЧНЫХ бумажек и БЕСКОНЕЧНЫХ проверок, при этом НИЧЕГО не меняется,- как был бардак, так и остался; то же самое в ЛЮБОЙ гос.структуре)- это СОВРЕМЕННАЯ внутрення ПОЛИТИКА. народ занять чем-то надо так, чтоб убился на работе, чтоб сил на борьбу за права (смешное слово в стране рабов...) не оставлось.
khan
пост #18 / 08:31, 28 сен '10
Не пора ли вообще ликвидировать все эти "...оно", создать советы попечителей из людей заинтересованных воспитанием детей. Скажут, а деньги, Зин? Деньги-то идут как раз через "...оно". Так можно же найти и другие каналы. И забрать школу у Минобра, неустанно реформирующего систему образования, и отдать на попечение Академии педнаук и Минкульта.