28 марта ‘24, Четверг

Исследователь Челябинского болида попал в десятку лучших ученых года

Виктор Гроховский из Уральского федерального университета попал в десятку самых выдающихся ученых уходящего года по версии журнала Nature. Эксперты отметили его вклад в исследование Челябинского метеорита.

Рейтинг из десяти ученых, прославившихся своими достижениями в 2013 году, опубликован на сайте журнала Nature.

Виктор Гроховский более 30 лет занимается изучением метеоритов. Вместе со своими коллегами из УрФУ Гроховский первым приступил к изучению болида, упавшего 15 февраля в окрестностях Челябинска. Он оперативно рассчитал траекторию, по которой двигался астероид, и предсказал, в каких районах разбросано больше всего его обломков. Затем ученый во главе отряда лыжников отправился туда на поиски. Всего коллективу Гроховского удалось обнаружить более 700 фрагментов метеорита общей массой 5,5 килограммов. «Я очень обрадовался, когда понял, что наши изначальные рассчеты оказались правильными», -- пояснил исследователь.

Также ученый вычислил, что вероятным местом падения наиболее крупного куска метеорита является озеро Чебаркуль. Обнаруженная там полынья подтвердила его догадку. В результате 16 октября водолазы смогли поднять из озера 570-килограммовый обломок метеорита. В интервью журналу Nature Гроховский подчеркнул, что подобная удача на долю исследователя обычно выпадает раз в жизни.

Кроме того, в список Nature попали американский вирусолог Сара Рэрдон, которой удалось излечить новорожденную девочку от ВИЧ-инфекции, и астроном Майкл Мэйор, открывший экзопланету Kepler-78b, год на которой длится чуть больше 8 дней.

Впрочем, в число самых выдающихся ученых попали и люди, не совершившие каких-либо научных открытий - например, антрополог Кэтрин Клэнси из Иллинойского университета. Эта женщина обвинила мужчин-антропологов в сексуальных домогательствах во время раскопок. По данным Клэнси, им подвергаются примерно 59% археологов женского пола, причем в роли сексуальных «агрессоров» обычно выступают их старшие коллеги.