19 апреля ‘24, Пятница

Вавилоняне удивили ученых осведомленностью в высшей математике

Ученые выяснили, что древние вавилонские астрономы использовали в своих расчетах интегральное исчисление, опередив европейцев в этой области на 1400 лет.

К такому выводу пришел астрофизик Мэтью Оссендрийвер из Берлинского университета имени Гумбольдта, чья статья опубликована в журнале Science.

Как известно, древние вавилоняне были весьма сведущи в астрономии. Но до настоящего времени считалось, что в своих расчетах они полагались лишь на простую арифметику, подобно древним грекам. Однако Оссендрийвер установил, что вавилоняне также использовали и элементы интегрального исчисления - ранее пальму первенства в применении интегралов историки науки отдавали средневековым европейским астрономам.

Немецкий ученый проанализировал четыре клинописные таблички возрастом 350-50 лет до нашей эры, хранящиеся в Британском музее. Все они посвящены наблюдениям за Юпитером - древние вавилоняне с особым вниманием относились к этой планете, связывая ее с богом Мардуком - покровителем Вавилона.

Оказалось, что вавилоняне вычисляли расстояние, которое Юпитер ежегодно проходит по небесному своду, с помощью специального графика. По оси y они откладывали скорость этой планеты (градусы, пройденные за день), а по оси х - дни. Площадь криволинейной трапеции под графиком, иначе говоря, интеграл от скорости по времени, совершенно справедливо приравнивалась вавилонянами к искомому расстоянию. Наблюдения проводились в течение 60 дней, начиная с первого появления Юпитера на небе.

Аналогичная методика наблюдения за небесными телами и прочими движущимися объектами была предложена лишь в XIV веке учеными из Оксфордского университета. Получается, вавилоняне опередили европейцев в этом вопросе почти на полтора тысячелетия. Впрочем, их достижения были напрочь забыты, так что средневековым астрономам пришлось придумывать всё заново.