19 апреля ‘24, Пятница

Старая кожа молодится о СМИ

Пресс-релиз о первом этапе предварительного исследования, посвященного влиянию генов человека на кожу, привел к сенсационному результату: после нескольких усушек и утрусок практически родилась панацея от старости.

Пресс-релиз

Британо-американской группе ученых удалось раскрыть еще одну тайну. Потратив несколько лет и миллионов долларов, специалисты транснациональной компании P&G выпустили пресс-релиз, в котором сообщили следующее: «Мы считаем, что из примерно 25 тысяч человеческих генов около полутора тысяч отвечают за состояние кожи. Правда, мы изучили лишь 20 тысяч из этих 25, и то поверхностно. Но думаем, что около семисот генов отвечают за удержание клетками воды, а еще около двухсот – за выработку или распад коллагена».

Суть работы

Исследование, надо признать, фундаментальное, но почти столь же осмысленное, как и проект «Геном человека». Зачем так долго и такими методами шаманили-медитировали над картой человеческого генома специалисты компании -- непонятно. Ведь даже работа всего одного гена может кардинально изменить облик живого существа. А сейчас уже четко ясно, что в организме играет роль не только работа одного конкретного гена, но и их совокупности. И ген А, который создает белок X, вместе с геном B, который сам по себе кодирует производство белка Y, вместе могут «сваять» белок Z, работа которого лежит совершенно в иной плоскости, чем у первых двух. И вообще, ДНК разных тканей человека содержат разные модификации генов.

Так что поверхностное изучение (причем даже не всего, а части, хоть и большей) генома вряд ли может детально рассказать о работе каждого конкретного гена. Тем более на таком уровне, чтобы на основе полученной информации выпускать какие-либо препараты для кожи. Ведь, что бы кто ни говорил, есть еще 5 тысяч вообще не изученных представителями корпорации генов, которые, соответственно, могут отвечать за что угодно (в том числе и за кожу). Единственное разумное объяснение -- речь идет о первой стадии предварительного исследования, которое призвано хоть как-то сузить круг дальнейших, более детальных поисков.

Тем не менее, средства освоены, время потрачено, надо отчитаться. Лучше с помпой. А единственное разумное объяснение звучит несолидно и непафосно. Поэтому группа под руководством главы научного подразделения компании Джея Тисмана (Jay Tiesman) и, скорее всего, под диктовку PR-менеджера компании выпустила пресс-релиз, в котором все вышеназванное и описала, приукрасив всеми возможными способами и перелив скудные факты обещаниями вечной молодости в бесконечно отдаленном будущем.

Омоложение СМИ

Корреспонденты Infox.ru порадовались, что осваивать бюджеты могут не только российские чиновники, и продолжили работу над действительно серьезными вещами. Однако на удочку попался корреспондент лондонской Daily Mail. Ничего толком не разобрав, он, как обычно бывает в таких случаях, скопировал пресс-релиз, добавив в него пару живых фраз от Тисмана.

Заметку лондонской газеты передернула NY Times, добавив туда (для солидности, видимо) пару строк от собственных источников. Все это процитировала радиостанция «Би-би-си». А ее услышал с утра пораньше лондонский корреспондент ИТАР-ТАСС. Теперь представьте, как сильно сократила и упростила это глубоко фундаментальное сообщение для своих непроснувшихся слушателей британская радиостанция. И поймете, что именно услышал в седьмом часу утра корреспондент российского информагентства.

Надо отдать ему должное – он запомнил (или успел записать) ключевые цифры: 25 тысяч, 1,5 тысячи, 700. И слово «ген». Правда, ехидные замечания британских диджеев из серии «Уже в ближайшее время на планете не останется ни одного человека с морщинами, если только он не захочет их иметь специально» он принял за чистую монету, но что возьмешь с человека в седьмом часу утра? Тем более что ни на сайте радиостанции, ни на сайте компании никаких текстовых сообщений нет, а на газеты «Би-би-си», скорее всего, не ссылалась. А может, корреспондент ссылок не расслышал. Но в итоге получилось сообщение под следующим заголовком: «Учеными раскрыт секрет вечной молодости, в ближайшее время люди смогут навсегда расстаться с морщинами»

Когда оно появилось на открытой ленте «Прайм-ТАСС», в Москве как раз пробило половина десятого. Мозги утренней смены журналистов уже проснулись, поэтому «в народ» это сообщение не пошло. Почти.

Исключение составили «Известия науки», которые, как обычно, не подумав, быстренько скопировали все. Вплоть до фраз, прямо противоречащих друг другу: «Механизм старения кожи имеет несколько ключевых причин, среди которых ослабление способности клеток удерживать воду. Потеря воды и вызывает образование морщин. Как оказалось, за этот процесс отвечают 700 генов. В случае поддержания их активной работы морщины на лице человека появляться не будут, отмечают ученые». Ученые, кстати, ничего такого не говорили.

Вскоре в список «попавших» записались «ПолитБайки» (разнообразив сообщение несколькими деталями). После полудня омолаживающие волны дошли до «Вестей.ру», «Комсомольской правды», «АиФ», «NEWSru Израиль», еще нескольких столь же эксклюзивных сайтов и (уже под вечер) просто «Правды». Заголовки сильно не менялись, так как дальше – некуда. «Секрет вечной молодости найден» -- что еще нужно для высокого рейтинга в среде людей, которые любую БАД принимают едва ли не за панацею?