18 апреля ‘24, Четверг

Посреди Москвы начались гонения на облака

В Москве прошел уникальный эксперимент, задачей которого было остановить дождь. Во время опыта корреспондент Infox.ru увидел много интересного. Правда, в редакцию пришел промокший.

Я тучи разведу...

В четверг ведущие российские информационные агентства сообщили сенсационную новость: в пятницу специалисты Московского комитета по науке и технологии прямо в центре Москвы проведут эксперимент по изменению погоды. Как рассказал РИА «Новости» генеральный директор предприятия Дмитрий Рототаев: «Ученые попытаются убрать облачный слой с помощью электромагнитного импульса. Уникальную установку под названием «люстра Чижевского», которая разрабатывалась 12 лет, развернут к небу. Прибор будет формировать поток ионов, которые воздействуют на облака». Ротатаев подчеркнул, что облака не будут выжиматься, а поднимутся на определенную высоту, где и перестанут быть дождевыми.

Infox.ru решил посмотреть на чудо-прибор. И для начала выяснил, кто его проводит.

...на «бабки»

Несуразности вокруг эксперимента проявились сразу. Во-первых, такого комитета в составе московского правительства нет. А Дмитрий Рототаев -- генеральный директор ОАО «Московский комитет по науке и технологиям». Во-вторых, эта структура все-таки имеет отношение к московским властям -- по заказу департамента науки и промышленной политики на коммерческой основе формирует программу распределения московского бюджета в научно-исследовательской части. Например, по этой программе Москва выделяет по 50 тыс. рублей в год на разработку и внедрение новых средств диагностики и терапии различных заболеваний на основе данных исследования генома человека. И такие несуразности почти в каждом пункте.

Впрочем, вернемся к эксперименту. Тем более что в месте его проведения тоже оказалось немало интересного. При скоплении большого количества журналистов и телекамер группа почтенных людей принялась рассказывать о газели во дворе, из которой торчал генератор аэроионов, которые, по словам рассказчиков, поднимаются вверх и приподнимают дождевые облака. В это время симпатичная девушка на доске вводила в график -- «сводку с погодных фронтов» -- данные об облачности в разных районах Москвы. Директор организации заверил, что потребление энергии и уровень шумов от установки на уровне бытовой лампочки.

Вот как прокомментировал для Infox.ru доклад и презентацию специально приехавший посмотреть на эксперимент заместитель директора Института физики атмосферы РАН, доктор физико-математических наук Александр Гинзбург: «Авторы, безусловно, неглупые люди. Аэроионы в принципе могут вызывать какие-то эффекты и иметь какое-то влияние на воду. Могут производить какой-то дополнительный эффект. Но в таком (демонстрируемом публике. -- Infox.ru) масштабе: столь малая установка и такие огромные массы воды -- это сложно представить. Авторы сами не могут объяснить, как действует прибор. Но теоретически, конечно, это ничему не противоречит».

Об уровне научности работы говорит и доказательство эффективности эксперимента -- через публикацию данных о погоде. Ведь погоде свойственно меняться. К тому же и составленный метеорологами прогноз на пятницу обещал утром дождь с грозой, а днем -- улучшение (по разным сводкам от просто светло-серого неба с небольшим дождичком до облачности с прояснениями). Зато никаких доказательств, свидетельствующих о том, что облака поднимаются, или описания физико-химических взаимодействий экспериментаторы представить даже не попытались.

Зато представители «комитета» с удовольствием рассказывали журналистам о других работах, которые проводятся под эгидой организации. Одной из них стала демонстрация золота, получаемого из нефти (подробностей получатели не сообщили). Если кто помнит историю, то аналогичным способом действовали алхимики в средние века: они приходили к потенциальному инвестору, совершали над камином махинации и потом подбрасывали в огонь кусочек золота из кармана. Победоносно вынимали из огня драгоценный металл и получали финансирование. Впрочем, продолжалось все это недолго. В лучшем случае, шарлатана выгоняли, а в худшем или убивали сами, или отдавали в руки инквизиции по обвинению в колдовстве.

Аквадиск

Однако главной находкой корреспондента Infox.ru стали приборы «Аквадиск», аккуратно разложенные в демонстрационной аудитории. «Аквадиск» -- это «фильтр» для очистки воды. Впрочем, что и как он очищает -- непонятно. Мы просто приводим ссылку на разбор материалов об «Аквадиске» -- обратите внимание, некоторые материалы с сайта аквадиска исчезли. Читатель может сам догадываться, почему. Рассуждать серьезно о кувшине и подкладываемой под него деревяшке не хочется. Если вы не верите журналистам, спросите у знакомых, которые кое-что понимают в физике и химии, что они думают про описание этого прибора.