3 мая ‘24, Пятница

Ученые обманули американских грантодателей на $70 млн

Дважды получая гранты на одно и то же исследование, американские ученые положили в свой карман как минимум $70 млн. Общий же ущерб от деятельности нечистоплотных исследователей в США мог составить $5 млрд за последние 30 лет.

Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Авторы работы, американские математики Гарольд Гарнер, Майкл Уэйцкин и Лорен Макивер, проанализировали базу данных по грантам, которые были выданы Национальным институтом здоровья (NIH), Министерством обороны и Администрацией по делам ветеранов. Эти ведомства распределяют почти 94% средств, выделяемых федеральным бюджетом США на медицинские исследования.

Обработав с помощью специальной программы почти 850 тысяч удовлетворенных заявок на гранты, математики нашли почти 1300 «подозрительных» исследований, чьи описания повторяли друг друга. Из них ученые вручную отобрали 167 пар работ, цели и методы которых практически полностью совпадали, причем З9 повторяющихся исследований удостоились грантов в 20 миллионов долларов и выше.

По расчетам Гарнера и его соавторов, финансирование этих повторяющихся проектов обошлось американскому бюджету в 69 миллионов долларов за последние 10 лет. Однако еще примерно 12 тысяч работ-близнецов, как считают математики, не попали в их поле зрения. Начиная с 1985 года, на них могло быть потрачено 5 миллиардов долларов (2,5% от общей суммы выданных грантов).

Чаще всего нечистоплотные ученые просто списывают заявки на гранты у своих коллег, так что деньги достаются разным коллективам, работающим над одними и теми же задачами. Однако иногда получить финансирование дважды удается одному ученому: так, в 2001 году американский биолог, изучающий реакцию нематод на алкоголь, получил на это сначала 1,6 миллионов от NIH, а затем – 1,2 миллиона от Министерства обороны.

Как подчеркивают авторы статьи, американским грантодателям нужно усилить систему проверки поступающих заявок на предмет плагиата. Сэкономленные средства можно будет пустить на более оригинальные исследования.

Raiffeisen летом начнет сокращать бизнес в России по требованию ЕЦБ