16 апреля ‘24, Вторник

В компании пить безопаснее

Выпивать в компании гораздо безопаснее, чем в одиночку. К такому выводу пришли британские ученые, проставив бесплатную экспериментальную выпивку группе добровольцев.

Исследователи из Лондонского университета Южного берега (London South Bank University) и Кентского университета (University of Kent) пригласили для эксперимента 286 добровольцев (191 – мужского пола) с «нормальным» отношением к алкоголю. То есть выпивающих время от времени, но не страдающих запоем.

Части участников эксперимента предложили «набраться» коктейлем, состоящим из равных долей апельсинового сока, тоника и водки. И пить до концентрации алкоголя в крови, равной 0,08 промилле. Это небольшая доза. В Великобритании это нижний порог концентрации этанола в крови, за который начинают штрафовать водителей. Другим досталось плацебо – смесь сока и тоника. А водки в коктейль добавили всего 2 мл, чтобы испытуемые почувствовали запах алкоголя, но не опьянели.

промиллеСодержание алкоголя в крови принято определять в промилле. Например, 0,5 промилле означает, что на 1 литр содержащейся в организме жидкости приходится 0,5 г алкоголя. То есть в крови содержится 0,05% алкоголя.

Все участники напивались в группах по четыре человека или в одиночку. Когда добровольцы достигли «кондиции», им предложили выполнить задания на внимание. Ученые зачитали «выпивохам» текст из 300 слов, а потом попросили назвать количество одинаковых предлогов, которые в нем прозвучали.

Выяснилось, что хуже всего пришлось тем, кто пил в одиночку – алкоголь серьезно ослабил их работоспособность. Те, кто получил плацебо, сделали в среднем 6 ошибок из 20 возможных, а выпившие алкоголь – 9 (из такого же числа).

А вот на внимание выпивавших компаний промилле в крови повлияли не сильно. Участники групповой попойки делали в среднем пять ошибок, а группы, пившие плацебо, – чуть больше трех.

Ученые попросили испытуемых в группах вынести еще и коллегиальное решение по количеству предлогов в прослушанном тексте. И тут выяснилось, что и употребившие алкоголь группы, и те, кто пил «обманку», сделали одинаковое количество ошибок -- чуть больше 3,5.

Чтобы понять, почему так получилось, ученые проанализировали ход обсуждения и согласования количества предлогов в группах. Оказалось, что независимо от того, пили люди алкоголь или нет, группы приходили к согласию, возвращаясь к тем вариантам, которые поддерживало большинство, и игнорировали те версии, которые сильно отличались от общего мнения.

Как говорят исследователи, даже подвыпившие люди в группах могут контролировать друг друга. Поэтому количество ошибок и, соответственно, рисков сводится к минимуму. У людей, которые выпивают самостоятельно, такого «коллективного плеча» нет. Алкоголь снижает бдительность и способность адекватно оценивать ситуацию в любом случае, но, как рассказывают английские психологи, пребывание в группе несколько уменьшает вредоносный эффект.

Конечно, авторы исследования настаивают на продолжении своей работы. Ведь им надо еще проверить, насколько внимательными останутся испытуемые, наэкспериментировавшись по самые брови. И что произойдет с вниманием таких экспериментаторов в группе и поодиночке.

А результаты слабоалкогольного исследования опубликованы в журнале Group Dynamics: Theory, Research, and Practice.

Даванков обратился в Верховный суд за разъяснением о штрафах за лайки в Сети