24 апреля ‘24, Среда

Древние люди специально вывели окрасы домашних животных

Пэрис Хилтон, которая красит своего чихуахуа в розовый цвет, мало чем отличается от наших предков, которые жили 5000 лет назад. Правда, тогда «кислотные» красители еще не производились. И люди пользовались совершенно другим инструментом – направленным отбором особей с «веселенькой» расцветкой.

Разнообразие окрасов домашних животных кажется людям уже привычным. При этом цвета шерсти домашних свиней, коров, собак и кошек совершенно не похожи на практически однотонную «одежку» их диких предков. Долгое время биологи считали, что дикий окрас потерялся потому, что домашним животным, получившим у человека защиту от нападения хищников, камуфляж оказался не нужен. И «ненужный» признак исчез, как, например, зрение у животных, которые переселились в полную темноту пещер. Другие ученые предполагают, что изменение окраса ( в частности, появление белых отметин) стало побочным продуктом приручения -- из-за того, что гены окраса сцеплены с генами, отвечающими за поведение, по которым и отбирались кандидаты на домашнюю жизнь.

Сотрудники университетов Упсалы и Дарема (Uppsala and Durham Universities) решили окончательно прояснить причину появления столь разнообразных окрасов у домашних животных. В качестве модели ученые выбрали диких и домашних свиней, которые обитают в Европе и Азии.

Как выяснилось, один из ключевых центров управления цветом шерсти – ген рецептора меланокортина-1 (MC1R), который, кстати, есть не только у свиней, но и у всех млекопитающих, включая человека. Меланокортин-1 отвечает за тон волосяного покрова. Вариации его гена дают разнообразие оттенков, выраженное в количестве меланина в коже и волосах.

Ученые проверили ДНК у кабанов и их домашних сородичей, пытаясь найти эффекты от мутации MC1R. Биологи считали, что хоть одна из них приведет к изменению цвета шерсти и появлению «странного» окраса.

Но у кабанов, с их однородно черно-коричневым «камуфлированным» окрасом, все виды MC1R мутация не затронула. И, по словам ученых, это неудивительно. Животное с любым изменением в окрасе достаточно быстро попадает в зубы хищнику, чья прожорливость гарантирует, что эта мутация не передастся по наследству.

Зато у домашних свиней практически во всех ДНК ученые нашли измененный ген MC1R, который столь разнообразно «раскрасил» животных.

В некоторых случаях исследователи наблюдали даже три последовательные мутации этого гена. Как говорят ученые, это признак того, что изменение цвета шерсти происходит достаточно давно. По их мнению, разнообразие окрасов закреплялось не менее тысячи лет.

Один из участников исследования доктор Грегер Ларсон (Greger Larson) добавляет: «Ранние скотоводы решили изменить цвет шерсти домашних животных по ряду причин. Во-первых, отсутствие камуфлирующего окраса позволяло быстрее находить скот. Во-вторых, новый «мутантный» окрас позволял легко отделять одомашненных животных от их диких собратьев. «И, наконец, -- говорят ученые, -- почему фермеры не могли настолько удивиться и обрадоваться случайно встреченному новому окрасу до такой степени, чтобы «увековечить» его?»

Как говорят исследователи, результаты, которые они получили, окончательно подводят черту под спором о происхождении разнообразных окрасов домашних животных. Главная причина – преднамеренное вмешательство человека, то есть искусственный отбор. «Это исследование демонстрирует, как человеческая любовь к новизне сыграла свою роль много тысяч лет назад», -- добавляют авторы.

Помимо этого биологи убедились в том, что при жестком отборе ген может мутировать очень быстро. Например, как у пестрых свиней, которых вывели, отбирая несколько последовательных мутаций, которые когда-то появились случайно.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS Genetics.

Солнечные лучи сокращают срок службы лакокрасочного покрытия авто в два раза