19 апреля ‘24, Пятница

Лабораторные мыши больше не страдают от цирроза печени

Биохимики нашли рецепт борьбы с заболеваниями печени. Они заставили организм лабораторных мышей не выделять вещества, которые приводят к разрушению столь важного органа.

Группе американских исследователей из Университета штата Теннеси (University of Tennessee) удалось добиться эффекта «засыпания» участков РНК, ответственных за синтез одного из виновников опасных заболеваний печени.

Печень

Печень – жизненно важный внутренний орган для позвоночных животных. В его функции входят такие задачи, как переработка ксенобиотиков (чуждых для организма веществ), регулирование избыточного уровня токсичных продуктов метаболизма, выработка желчи, участвующей в пищеварении. Печень выступает в роли буфера для ряда важных веществ и микроэлементов. В то же время она очень уязвима и подвержена целому ряду болезней. Две связанные болезни – фиброз и цирроз печени. Фиброз – это уплотнение и рубцевание соединительной ткани. А цирроз -- замещение фиброзной (то есть, зарубцевавшейся и сверхплотной) соединительной тканью основной ткани печени. Соединительная ткань имеет важные строительные и защитные функции, но когда она начинает необратимо замещать функциональные клетки печени, человек умирает. Цирроз уносит множество жизней, он входит в шестерку ведущих причин смерти среди людей.

Молекула-регулировщик

Если рассматривать фиброз совсем грубо, то это нарушение баланса между синтезом определенных компонентов соединительной ткани и их разрушением. Один из ключевых факторов, влияющих на этот баланс, – цитокин TGF-β1. Именно эта молекула инициирует и поддерживает процесс фиброза в печени. Исследователи из Университета штата Теннеси взяли своей целью блокировать образование TGF-β1.

Выяснив строение цитокина, при помощи компьютерного моделирования ученые получили десять молекул, которые могут блокировать образование цитокина на молекулах РНК. Затем они синтезировали эти молекулы. В молекулярной биологии их называют малые интерферирующие РНК, siRNA (small или short interfering RiboNucleic Acids, в зависимости от фантазии ученых). Впрочем, авторы расшифровывают si по-другому, от слова silence. То есть, они характеризуют малые интерферирующие РНК как заставляющие «молчать» определенные участки матричной РНК. В ходе испытаний на лабораторных мышах выяснилось, что нужным эффектом обладают две молекулы из десяти. После применения препаратов уровень вырабатываемого избыточного коллагена (одного из строительных белков) в печени мышей снижался вдвое.

Впрочем, для самих ученых это пока только хороший сигнал: исследование показало, что «заглушить» цитокин можно методом «убаюкивания» производящих его фрагментов РНК, и теперь предстоит много работы в этом направлении.

Впрочем, хотя прорыв в борьбе с циррозом печени может произойти в ближайшее время, к важному органу стоит относиться бережнее. Как известно, одна из самых расространенных причин тяжелого заболевания – чрезмерное употребление алкоголя, а оно в настоящий момент стало основным фактором отдыха.

Результаты работы опубликованы в журнале Molecular Pharmaceutics.