Людям с удаленным аппендиксом труднее восстанавливать микрофлору кишечника после заражения какой-либо инфекцией. Как оказалось, аппендикс не просто ненужный отросток. Он поддерживает иммунитет и сохраняет полезные бактерии.
Аппендикс у человека до недавнего времени считался бесполезным органом. Казалось, он создает только проблемы, когда воспаляется и приводит своего обладателя на операционный стол. Но, как утверждают ученые из Медицинского центра Университета Дьюка (Duke University Medical Center) в Дареме, это не так: аппендикс несет важную биологическую функцию, которая сформировалось в ходе длительной эволюции. Он задействован в иммунной системе организма и служит убежищем для полезных бактерий, живущих в нашем кишечнике.
У человека аппендикс представляет собой небольшой червеобразный отросток слепой кишки -- это придаток в месте перехода тонкого кишечника в толстый. У нас слепая кишка невелика, а у травоядных животных, особенно у жвачных, достигает огромных размеров.
Долгое время полагали, что аппендикс присутствует только у человека, других приматов и кроликов. Основатель эволюционной биологии Чарльз Дарвин рассматривал аппендикс как эволюционный остаток -- рудимент органа, который у предковых форм участвовал в пищеварении. Но в последние годы появились новые данные -- ученые нашли в подслизистом слое аппендикса большое количество лимфатических фолликулов. И предположили, что он имеет отношение к работе иммунной системы.
Аппендикс у человека до недавнего времени считался бесполезным органом. Казалось, он создает только проблемы, когда воспаляется и приводит своего обладателя на операционный стол. Но, как утверждают ученые из Медицинского центра Университета Дьюка (Duke University Medical Center) в Дареме, это не так: аппендикс несет важную биологическую функцию, которая сформировалось в ходе длительной эволюции. Он задействован в иммунной системе организма и служит убежищем для полезных бактерий, живущих в нашем кишечнике.
У человека аппендикс представляет собой небольшой червеобразный отросток слепой кишки -- это придаток в месте перехода тонкого кишечника в толстый. У нас слепая кишка невелика, а у травоядных животных, особенно у жвачных, достигает огромных размеров.
Долгое время полагали, что аппендикс присутствует только у человека, других приматов и кроликов. Основатель эволюционной биологии Чарльз Дарвин рассматривал аппендикс как эволюционный остаток -- рудимент органа, который у предковых форм участвовал в пищеварении. Но в последние годы появились новые данные -- ученые нашли в подслизистом слое аппендикса большое количество лимфатических фолликулов. И предположили, что он имеет отношение к работе иммунной системы.
Аппендикс имеют многие
Доцент хирургии Уильям Паркер (William Parker) и его коллеги в связи с появлением нового взгляда на аппендикс решили подробно разобраться в его эволюции. Они рассмотрели все известные семейства млекопитающих и отметили, у кого из них имеется аппендикс и в какой форме. Ученые использовали так называемый кладистический анализ, сочетающий данные молекулярной генетики с признаками строения животных, которые веками служили для доказательства их родства.
Оказалось, что эта структура гораздо больше распространена в животном мире, чем думали ранее. Помимо человека, других приматов и кроликов он имеется у грызунов, австралийских сумчатых, дикобразов и примитивных однопроходных млекопитающих, таких как ехидна. Аппендиксом обладают 10 из 13 семейств приматов, 10 из 13 семейств грызунов, 3 из 9 семейств сумчатых.
Правда, у некоторых приматов и грызунов аппендикс утрачен. Например, сравнительно недавно его потеряли серая крыса и кенгуру. Ученые рассматривают эти случаи как вторичное явление.
Долгая эволюция говорит о нужности
Аппендикс может быть четко выражен, но иногда выглядит как аппендиксоподобное образование на верхушке слепой кишки. На примере домовой мыши, у которой ученые подробно изучили вариации в величине и форме аппендикса, они убедились, что внутри вида он достигает большого разнообразия.
Сопоставив данные по аппендиксу с эволюционным древом млекопитающих, биологи подсчитали, что аппендикс сохраняется и эволюционирует не меньше 80 млн лет. Это свидетельствует в пользу важной биологической роли данной структуры.
Убежище для полезных бактерий
Наша кишечная микрофлора -- это бактерии, которые живут в кишечнике в виде биопленок и не только помогают пищеварению, но и поддерживают иммунитет. Они синтезируют антитела -- иммуноглобулины и муцин -- специфический гликопротеин «кишечного иммунитета». Фактически эти бактерии живут с человеком в симбиозе.
Аппендикс служит кишечным бактериям надежным убежищем, которое важно в случае кишечных инфекций. У человека возникает диарея как защитный ответ на инфекцию -- болезнетворные бактерии удаляются из кишечного тракта вместе с фекалиями. Но при этом из кишечника вымываются также и полезные симбиотические бактерии. К счастью, часть их сохраняется в аппендиксе как в резервуаре (его узкий вход препятствует загрязнению) и повторно заселяет кишечник после победы над инфекцией.
Ученые рассматривают аппендикс как продукт коэволюции -- совместной эволюции млекопитающих и кишечных бактерий.
Статья о роли и эволюции аппендикса опубликована в журнале Journal of Evolutionary Biology.
КОММЕНТАРИИ (15)
zlunya
пост #1 / 09:30, 25 авг '09
ну вот, а раньше считалось что его чуть ли не всем подряд надо удалять.. да вообще в некоторых ыопросах медецина дальше 19 века не продвинулась.. как выдергивали эти несчастные гланды - так и продолжают это делать.. можно подумать гланды тоже не нужны))
superold > zlunya
пост #2 / 10:47, 25 авг '09
Прежде чем писать статьи и комменты по медицине надо в этой медицине хоть чуть-чуть разбираться. Ещё 35 лет назад в мединститутах учили о ВАЖНОСТИ аппендикса в иммунной защите организма. А выяснили это лет 20 ранее.
НаНи
пост #3 / 12:10, 25 авг '09
А я считаю, что природа ничего лишнего не дает. Если есть - значит кому-то нужно! (не считая генетических отклонений)
zlunya > superold
пост #4 / 12:21, 25 авг '09
не понятно кому эти ваши слова адресованы)) выходит 35 лет назад это учили, потом забыли, а теперь вдуг вспомнили и хлопаете себя по щекам ушами от радости что все вокруг идиоты а вы вдруг умный это 35 лет назад в институте изучали))
superold > zlunya
пост #5 / 13:30, 25 авг '09
Да, я умный. И хлопаю неучей по щекам, чтобы меньше радовались.
botsman
пост #6 / 13:59, 25 авг '09
Как бы мне 35, апендикс удалили в 12 лет и с того самого дня от врача мне известно что был удален важнейший участок кишечника и мой пищеварительный тракт понес тяжелейшую утрату!!
Пиндостан как всегда открывает что то после всех!!
zlunya > superold
пост #7 / 15:17, 25 авг '09
умный человек промолчал бы, только идиот на каждом углу кричит что он умный))
superold > zlunya
пост #8 / 17:58, 25 авг '09
Да, сынок, в диких казахстанских степях откуда ты родом, даже углов нет. Мечтаешь попасть в цивилизацию? Трудновато тебе это сделать, Серёженька, коли до 28 лет в люди не выбился. :)
pipeep > zlunya
пост #9 / 00:52, 26 авг '09
а с чего ты взял, что умные должны молчать?? мнение глупца и неуча вряд ли кого заинтересует.
kerf2005
пост #10 / 04:34, 26 авг '09
Природа, эволюция, а чакры, меридианы, в том числе "чудесный" перетоки энергии, тоже эволюция, надо сильно не разбираться в человеке и мире,что бы не понимать что такое эволюция, а что такое Господь Бог.
zlunya > pipeep
пост #11 / 09:32, 26 авг '09
ну если ты обратишь внимание на то с чего начался наш диалог, то заметишь что этот "товарищ" просто начал пургу гнать о том что нефиг тут писать то о чем не знаешь, а он самый умный.. вот и видно из дальнейшего диалога какой он умный))
Almak > zlunya
пост #12 / 15:01, 26 авг '09
Милая барышня, с удовольствием прочёл ваш коммент. Писать, кстати, положено медИцина. Потому что медЕцинскими бывают кобели. Позвольте узнать, если я и мои коллеги не вышли ещё из XIX столетия, на основании чего вы так решили? Полагаю, что собственной веры и некомпетентности. Статья, которую вам здесь за откровение выдали и последнее достижение науки, должна была бы быть написанной, как правильно заметил вам мой коллега, в 80-х годах прошлого столетия, когда в иммунологии произошёл прорыв. Аппендикс же рекомендовали удалять поголовно в 30-х годах прошлого века. И скажу, что тогда в этом был резон. Ибо от перитонитов в доантибиотическую эпоху погибали около 90% людей с данной патологией. Не судите о медицине, если в ней не понимаете ничего. Счастья вам и здоровья.
upload01
пост #13 / 16:52, 26 авг '09
В Америке одно время удаляли поголовно,но у нас так не никогда не делалиэто и есть хорошо.
Аппендикс несёт функцию имунной системы,т.к. имеет лимфоидную ткань.
Само собой,что он влияет на иммунитет.
А при определённых обстоятельствах он может воспаляться,что и приводит к аппендициту(его просвет может забиться(обтурироваться) каловым камнем,за счёт воспаления самих лимфотических узлов). Вследствие перечисленного происходит нарушение эвакуации,в просвете происходят процессы гниения,которые поначалу приводят к катаральному воспалению,через определённый период флегмонозному,а если за это время не произвести радикальное решение,то приводит гангрене червеобразного отростка,что и я вляется самым опасным в патогенезе аппендецита,т.к. при гангрене отростка происходит аррозия сосудов(т.е. сосуды отростка разрушаются),а последствия как минимум местный перитонит),что намного усложняет хирургическое лечение.
Так что,думаю,целесообразно,удалять его только при острой патологии,т.к. он нам хорошо служит,при отсутствии его патологии.
evgeny38 > superold
пост #14 / 06:45, 27 авг '09
Хлопать надо прежде всего врачей.Я вот в одной из передач Белянчиковой по радио Россия слышал утвеждение одного из Ваших коллег что такой болезни,как дисбактериоз не существует!?Может и Вы его поддерживаете!?Остаётся только плакать сквозь слёзы.Дилетант.
superold > evgeny38
пост #15 / 11:15, 27 авг '09
Уважаемый evgeny38! Отвечаю на ваши злобные замечания.
1. Передачи по радио о здоровье слушают только дилетанты.
2. Такой болезни, как дисбактериоз, действительно не существует. Если не лениться, не хвататься судорожно за клавиатуру, а открыть медицинскую энциклопедию, то легко можно выяснить, что дисбактериоз - нарушение равновесия естественной микрофлоры.
3. Что значит "плакать сквозь слёзы"?
4. Я дилетант? Ну что вы, юноша! Я врач высшей категории по анестезиологии-реаниматологии, уменя стаж как ваш возраст. У вас есть кто-нибудь из знакомых анестезиолог? Поговорите с ним, из этой специальности глупцы бастро отсеиваются.
5. А может быть последнее свом в тексте "дилетант"