20 апреля ‘24, Суббота

Живой кусок печени вырос в пробирке

Лоскут живой ткани печени из клеток крыс удалось получить «в пробирке». Пересаженный в организм, он работал несколько часов. На большее пока искусственной печени не хватает. Ученые отмечают, что методика перспективна.

Американские ученые смогли вырастить в лаборатории лоскут живой ткани печени из клеток крыс. Непродолжительное время он работал как орган.

Специалисты Общей больницы Массачусетса под руководством Коркута Югуна использовали гепатоциты -- клетки печени, ответственные за синтез, расщепление и хранение различных веществ. Их «в пробирке» подсаживали к остову печени, из которой предварительно вымывались живые клетки. Клетки постепенно образовывали лоскут, который на непродолжительное время удавалось пересаживать в крыс. Несколько часов такая искусственная печень работала.

«Насколько мы знаем, готовые к пересадке лоскуты печени никогда ранее не получали в лаборатории», -- приводит слова Югуна «Би-би-си».

Основная проблема, стоявшая перед исследователями, заключалась в том, чтобы заставить клетки работать как часть органа, образовать кровеносную систему. Ученые рассчитывают, что в дальнейшем они смогут использовать собственные недифференцированные клетки человека, выращивая органы для пересадки. Но в ближайшей перспективе речи об этом не идет.

Результаты исследования опубликованы в Nature Medicine.

Другие ученые уже прокомментировали работу американских коллег. По словам профессора гепатологии Марка Турша из Имперского колледжа Лондона, работа группы Югуна -- шаг в правильном направлении. Он полагает, что в дальнейшем надо попробовать использовать дополнительно и другие клетки, помимо гепатоцитов, чтобы вырастить полноценно работоспособный орган. Другая проблема заключается в том, что предложенная методика позволяет выращивать лишь совсем небольшие фрагменты печени.

Методика, когда полноценный орган выращивается на основе каркаса этого же органа, не принципиально новая в медицине. Осенью 2008 года в Испании впервые пересадили трахею, выращенную из недифференцированных клеток пациентки.