28 марта ‘24, Четверг

Альцгеймер в первую очередь лишает человека обоняния

Болезнь Альцгеймера в первую очередь повреждает обонятельные нейроны. Исследователи из Национального института неврологических болезней и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) в Бетезде, США, доказали это в экспериментах на лабораторных мышах. Таким образом, становится ясно, почему пациенты, у которых развивается старческая деменция, прежде всего, теряют обоняние.

«Сложность в восприятии и различении запахов относится к ранним симптомам болезни Альцгеймера, - объясняет Леонард Беллушио (Leonardo Belluscio), рувководитель исследования. – И этот симптом может служить для ранней диагностики болезни. Происходящие при этом изменения в обонятельной системе сходны с теми, которые происходят во всем мозгу, но начинаются они раньше».

Большинство специалистов связывают причины развития болезни Альцгеймера с белком бета-амилоидом, который откладывается в нейронах мозга в виде бляшек, что ведет к деградации и гибели нервных клеток. Новые данные показали, что патология, ведущая к гибели нейронов, развивается еще до появления собственно бляшек.

Беллушио и его коллеги работали с генетически измененными мышами, у которых в обонятельных нейронах вырабатывался человеческий белок – предшественник бета-амилоида (АРР) в его мутантной версии. У человека эта мутация сопровождает раннее начало болезни Альцгеймера (до 65 лет), показано, что раннее заболевание носит семейный характер.

В возрасте трех недель у мышей с мутантным АРР погибало в четыре раза больше обонятельных нейронов, чем у контрольных животных. Причем бляшки в этих нейронах не возникали. Это убедило ученых в том, что гибель нейронов не связана непосредственно с бляшками, а связана только с мутантным белком. Когда они снизили его высокий уровень в обонятельных нейронах, те прекратили гибнуть.

Это обнадежило исследователей: значит, они не только подтвердили, что обонятельные клетки берут на себя первый удар, но и показали, что патологический процесс можно остановить. Свои результаты они опубликовали в журнале The Journal of Neuroscience.