20 апреля ‘24, Суббота

Ученые открыли гены отзывчивости

К уплате налогов и милосердию нас побуждают особые гены. В них закодированы рецепторы, отвечающие за восприятие гормонов, связанных с регуляцией социального поведения.

Психологи из Калифорнийского университета и Университета Буффало выяснили, что гены могут подталкивать людей к проявлениям щедрости и доброты. Результаты исследования опубликованы в свежем номере Psychological Science.

Ученые установили, что особенности поведения людей могут быть обусловлены разными версиями рецепторов, которые отвечают за восприятие двух гормонов – вазопрессина и окситоцина. В последние годы было доказано, что эти гормоны задействованы не только в регуляции физиологических процессов, таких, как образование мочи и выделение молока у кормящих матерей, но и ощутимо влияют на человеческие взаимоотношения. Например, окситоцин связан с проявлениями материнского поведения. В лабораторных опытах введение окситоцина повышало коммуникабельность испытуемых, за что этот гормон стали называть «наркотиком любви» и «химикалиями объятий».

В своем исследовании психологи решили выяснить, как действие окситоцина связано, помимо уже известных его проявлений, с более широким спектром социального поведения. В качестве примеров социальной активности ученые рассматривали готовность сообщать о преступлениях, сдавать кровь, платить налоги и заседать в суде присяжных.

«Добрые» гены побуждают платить налоги

Сначала испытуемые, всего 711 взрослых американцев, принимали участие в интернет-опросе. В нем выяснялось отношение участников исследования к окружающим людям и к миру в целом (негативное или положительное) и к необходимости выполнять конкретные социальные обязательства, такие, как уплата налогов. Затем все опрошенные сдавали образцы слюны для проведения ДНК-теста, который позволял определить, какими типами рецепторов обладает каждый из них.

Окситоцин и вазопрессин взаимодействуют с клетками организма, связываясь с рецепторами. Гены, в которых закодированы эти рецепторы, полиморфны: существует несколько их вариаций (аллелей). Сопоставив результаты опроса с результатами ДНК-теста, ученые выяснили, что некоторые из этих вариаций делают людей более склонными к проявлениям социальной активности.

Стоит отметить, что гены влияют на человеческое поведение лишь комплексно, в сочетании с общим складом мировоззрения. «Те, кто видят во внешнем мире угрозу, меньше склонны помогать людям, даже если они располагают «добрым» типом рецепторов», -- подчеркнул Майкл Полин, один из авторов исследования. В то же время «добрые» версии генов помогают преодолеть недоверие к миру у тех, кому оно свойственно.

«Мы пока не обнаружили ген доброты, -- сказал Полин, -- но исследованные нами гены вносят вклад в проявления человеческой отзывчивости». «Если одни ваши соседи дружелюбны и щедры, а другие – эгоистичны, то ДНК поможет объяснить различия в их поведении», -- подытожил психолог.