28 марта ‘24, Четверг

Генетики расширили список предков современных европейцев

Ученые установили, что современное генетическое разнообразие жителей Центральной Европы сформировалось благодаря нескольким волнам миграции, захлестнувшим ее в далеком прошлом.

Результаты исследования, проведенного большим коллективом генетиков из разных стран, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Считается, что предками современных европейцев были две группы людей – охотники-собиратели, заселившие Европу еще в палеолите, около 42 тысяч лет назад, и пришлые фермеры с Ближнего Востока, прибывшие сюда около 8 тысяч лет назад. Однако авторы работы выяснили, что в реальности дело обстояло гораздо сложнее.

Всего ученые проанализировали 364 скелета возрастом 7500-3500 лет, которые были найдены в окрестностях реки Эльбы. В древности через этот регион проходили пути миграций многих человеческих популяций. Генетики извлекли из скелетов митохондриальную РНК (мДНК) - она передается только по материнской линии.

Беспрецедентное по своим масштабам исследование (ранее в аналогичных работах специалисты имели дело с мДНК максимум 30-40 древних людей) помогло проследить генетическую историю населения Центральной Европы в режиме реального времени.

Судя по соотношению гаплогрупп мДНК, спустя 1000 лет после прибытия ближневосточных фермеров их численность стала падать, а вот гены охотников-собирателей вновь начали преобладать. Возможно, на фермерах негативно сказались климатические изменения или же распространение каких-то болезней.

Жители Центральной Европы - потомки 4 различных групп людей

Около 4800 лет назад в Центральную Европу с Востока перебрались новые мигранты. Как доказывает анализ мРНК, они являлись родичами современных жителей Балтики и Кавказа. В археологической летописи их прибытие совпадает с распространением культуры шнуровой керамики.

Спустя несколько столетий рядом с Эльбой обосновались пришельцы с Запада. Они являлись носителями гаплогруппы H – до этого она почти не встречалась как среди охотников-собирателей, так и среди ближневосточных фермеров. Мигранты волной волны были близки к современным португальцам и испанцам. Они принесли с собой культуру колоколовидных кубков.

Следовательно, современные жители Центральной Европы являются потомками как минимум четырех различных групп людей.

«Наше исследование построено на комбинации как генетических, так и археологических данных», -- пояснил Вольфганг Хаак, один из авторов статьи. Всего реализация проекта заняла около 8 лет.