28 марта ‘24, Четверг

Ученые проследили за тиканьем «часов смерти» в геноме

Генетики доказали, что характер метилирования ДНК является надежным индикатором, позволяющим предсказать раннюю смерть человека.

Об этом говорится в статье британских ученых из Эдинбургского университета, опубликованной в журнале Genome Biology.

Метилированием ДНК назывется процесс присоединения метильных (СН3-) групп к нуклеотиду цитозину. Этот процесс не изменяет информацию, зашифрованную в геноме, но влияет на работу генов. Известно, что у людей разных возрастов метилируются разные участки ДНК. Исходя из этого, можно вычислить реальный биологический возраст индивидуума.

Авторы статьи работали с четырьмя возрастными когортами британских пенсионеров (в общей сложности около 5000 человек), самыми пожилыми из которых были люди 1921 года рождения. В начале исследования ученые взяли у каждого пенсионера анализ крови и по метильным группам вычислили его биологический возраст. Затем по прошествии 14 лет была проанализирована статистика смертности во всех четырех когортах. Среди людей 1921 года рождения за это время умерло более 75%.

Выяснилось, что если биологический возраст человека на пять и более лет превосходит паспортный, то вероятность умереть повышается на 21%. На эту цифру не влияет курение, диабет и сердечнососудистые заболевания - факторы, традиционно учитывающиеся при расчете предполагаемой продолжительности жизни.

Следовательно, метилирование ДНК - это своеобразные «часы», которые независимо от внешних условий отсчитывают, сколько лет «отведено» прожить человеку. «Во всех четырех случаях бы нашли связь между биологическими часами и смертностью», -- пояснил Риккардо Мариони, соавтор статьи.