29 марта ‘24, Пятница

Британские ученые узнали, почему невыгодно быть каннибалом

Ученые выяснили, что в человеческом теле содержится не так уж и много калорий, чтобы использовать его в пищу. Именно по этой причине наши предки предпочитали охотиться на мамонтов, а не на себе подобных.

Об этом говорится в статье Джеймса Коула из Университета Брайтона, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Археологам известно немало остатков древних людей со следами каннибальской активности. В частности, среди них встречаются представители человека прямоходящего, неандертальцев и ранних Homo sapiens.

До сих такие случаи каннибализма объяснялись банальной нехваткой пищи - в древности гоминиды нередко сталкивались с голодом и потому были вынуждены убивать своих сородичей ради пропитания.

Джеймс Коул поставил этот вывод под сомнение, основываясь на анализе химического состава тел четырех мужчин, завещанных науке еще в 1945-1956 годах. Выяснилось, что человек вовсе не так питателен, как кажется. В среднем во взрослом мужчине содержится всего 125 тысяч калорий – этого достаточно, чтобы обеспечить суточную потребность в пище 60 человек.

Больше всего калорий содержится в жировой ткани, мышцах и костном мозге. Неандертальцы были более «мясисты», чем современные люди, и потому более питательны. Тем не менее, даже они не шли ни в какое сравнение с калорийностью животных, доступных древним людям. Например, в одном мамонте содержится 3600 тысяч калорий, в шерстистом носороге – 1260 тысяч калорий, а в диком быке – 980 тысяч калорий.

Получается, на мамонтов или носорогов древним гоминидам было охотиться гораздо выгоднее, чем на представителей своего вида. Мало того, что это не приносило особой пользы, но и было сопряжено с повышенным риском – ведь в этом случае охотник и его жертва обладали примерно равными возможностями. Отсюда ученый сделал вывод, что в большинстве случае каннибализм в древности носил не пищевой, а сугубо ритуальный характер.