17 апреля ‘24, Среда

Археологи раскопали на Ямале три прекрасно сохранившихся поселения

Вечная мерзлота сохранила не только деревянные строения и металлические предметы -- полностью уцелели все органические останки.

Первые археологические исследования на Ямале начались в конце 20-х годов прошлого века вместе с активным освоением и геологической разведкой полезных ископаемых. Поэтому археологи и этнографы пришли сюда вслед за геологами. Потом исследования практически прекратились, а возобновились уже в связи с современным развитием нефтегазового комплекса. Сейчас на Ямале работают только сотрудники объединения «Северная археология».

Аромат эпохи

Памятники, которые сибирские археологи выбрали для исследования, привлекли их в первую очередь своей уникальностью. Как рассказал Infox.ru руководитель экспедиции Олег Кардаш, это первые памятники с замороженным культурным слоем. То есть все предметы материальной культуры и постройки замерзали в культурном слое в том виде, в котором они существовали «при жизни», сохранив все, вплоть до «аромата эпохи». Эти памятники дают уникальный исторический материал, которого, по словам Кардаша, нет нигде. Даже в Скандинавии и Британии все органические остатки находят в полуразложившемся виде, если они, конечно, не сохраняются в воде или в условиях болотистой почвы. Особенно это касается различных строений, потому что так хорошо сохранившихся деревянных построек XIV--XVI веков, созданных руками местных жителей, по словам Кардаша, нет нигде.

Сегодня исследования на Ямале проводит большая комплексная экспедиция. Методы исследования ученым пришлось формировать самим с учетом специфики работы в Заполярье. Сначала археологи ориентировались на опыт новгородских коллег, которым тоже достались необычные условия сохранения предметов материальной культуры --болотистые почвы, хорошо держащие органику. В итоге они разработали комплексную методику, которая предполагает привлечение самых разных специалистов. В непосредственном контакте работают палеоэкологи, специалисты по дендрохронологии, биологи, историки, археологи, геологи и даже архитекторы.

Некоторые постройки уходили под землю практически полностью, а поверх них строили новые, поэтому археологам удается получить хорошие архитектурные образцы в объеме.

Археологический опрос

Кардаш говорит, что ямальские памятники они находят благодаря сохранившимся письменным источникам. Кроме того, исследователи проводят археологическую разведку, а также расспрашивают местное население. Поскольку письменных свидетельств осталось очень мало, ценным источником информации стала картография. Начиная с 1942 года картографы тщательно собирали информацию об исследуемых районах. В частности, выясняли у местных жителей названия географических объектов. И каждая река или иной водоем, рядом с которыми когда-либо стояло поселение, в итоге получали особое название. В различных северных языках существовало понятие «городская река», то есть река, на которой располагался город. Нередко какой-то участок местности получал название с использованием слова «городок». Конечно, рассказывает Кардаш, получить картографические источники очень трудно, потому что многие карты до сих пор находятся в военных архивах.

Наиболее интересными на Ямале Кардаш считает три памятника. Они относятся к эпохе позднего Средневековья -- к периоду с XI--XII до XVII веков. Первый -- достаточно давно и хорошо изучавшееся Надымское городище. Оно располагается в дельте реки Надым около одноименного города. Второй находится в центре Ямало-Ненецкого округа, это Полуйский (Обдорский) городок в городе Салехарде. Третий -- это городище Бухта Находка.

Люди Ямала

Определить, какие люди жили на Ямале, достаточно трудно, считает Кардаш. Раскопки приносят множество находок и вместе с тем большое число свидетельств, относящихся к разным культурам. Большое влияние коренные жители Северо-Западной Сибири испытывали со стороны более южных, в том числе и русских соседей. На эту территорию неоднократно проникали новгородские промышленники и торговцы из Прикамья. А с XV-XVI веков она входила в зону интересов не только Новгородского княжества, но и Сибирского ханства. В основном туда ездили добытчики пушнины за дешевым сырьем для последующей торговли с Византией и странами Европы. Поэтому в культурных слоях на Ямале археологи находят предметы, принадлежащие совершенно другим культурам. Например, остяки Надымского городка в начале XVI века ходили в русском сукне и носили русскую же кожаную обувь, рассказывает Кардаш. При этом сами они практически ничего не шили -- купцы привозили товары, сделанные специально по их меркам.

Как говорит Кардаш, коренное население Западной Сибири не занималось собирательством. Даже посуды для сбора ягод или грибов археологи не нашли. Местные жители стали заготавливать дары природы непосредственно под русским влиянием уже в XVII веке. Археологи выяснили, что трудозатраты на сбор дикорастущих ягод совершенно не оправдываются количеством углеводов, которые собиратель из них получал. Поэтому в рацион включались только ягоды, которые удавалось собрать летом по дороге куда-либо.

Ученые реконструировали хозяйство жителей городища Бухта Находка и узнали, чем питались его жители. Как правило, рацион населения восстанавливается по костным останкам, которые удается найти в раскопе. Древние жители Бухты Находка предпочитали оленину -- кости именно этого животного археологи находили чаще всего. Причем в пищу использовалось мясо дикого оленя. Исследователи не нашли в поселении элементов упряжи или нарт, зато обнаружили большое количество фрагментов клееных луков и наконечников стрел.

Ловили древние обитатели Арктики и рыбу. В основном осетровых, которые до сих пор встречаются в бухте Находка. Об этом говорят найденные рыболовные снасти -- грузила, иглы для вязания сетей и большие крючья. Но, как считает Кардаш, осетра добывали не только для еды. Из этой рыбы делался осетровый клей, шедший на изготовление все тех же клееных луков, которые, возможно, становились предметом меновой торговли с другими народами.

На обмен шли и шкурки песца, которого добывали древние жители поселения. По количеству костных останков это животное заняло второе место после северного оленя. За песцовый мех сиртя -- так ненцы называли коренных жителей Ямала, живших около тысячи лет назад, -- выменивали нужные в хозяйстве изделия из металла. Археологи нашли большое число «импортных» товаров -- медные котлы, а также украшения и изделия из железа.

Археофизиология

Как говорит Кардаш, физиология коренных жителей Ямала несколько отличалась от европейской. Энергию для жизни поселенцы получали из белковой пищи. Дело в том, что жителям арктической зоны углеводов не доставалось, поэтому они адаптировались к пище, которую удавалось добыть. Нехватка энергии углеводов наложила отпечаток на их образ жизни, в первую очередь она привела к медлительности. По словам археолога, людям долгое время приходилось отлеживаться и отсыпаться, вести более активный образ жизни они не могли. Это подтверждают и наблюдения за современным образом жизни хантов, основной рацион которых тоже составляют мясо и рыба. Как рассказывает Кардаш, ханты могут неделю не выходить из своего жилища и все это время спать.

Аборигены не остались единственным населением субарктических и арктических районов Сибири. В конце XVI века на эти территории пришли русские переселенцы. И в отличие от коренного населения, которое адаптировалось к окружающей среде, они начали адаптировать среду под себя. Данные археологических раскопок русского города Мангазея позволяют утверждать, что продукты не только завозились с юга, но и получались на месте. Несмотря на крайнюю нерентабельность мясомолочного животноводства в Заполярье, новые поселенцы разводили свиней, кур и крупный рогатый скот. Переселенцы старались и на новом месте жительства воспроизвести свой привычный южный уклад.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами