29 марта ‘24, Пятница

Генетики восстановили внешний облик Николая Коперника

Исследователи закончили генетический анализ найденных останков знаменитого астронома Николая Коперника и даже смогли восстановить детали его облика.

Опубликованы подробные итоги исследования, связанного с идентификацией останков Николая Коперника. У человека, перевернувшего представление о Вселенной, были голубые глаза, светлые кожа и волосы.

Поиски захоронения

«Это конец исследований, которые длились практически два столетия», -- заявили шведские и польские ученые, которые занимались генетическим анализом.

Безуспешные поиски места упокоения священника и астронома, который предположил, что в центре Солнечной системы находится именно Солнце, а не Земля, впервые были предприняты в 1807 году по приказу Наполеона I. Вторую попытку найти могилу Коперника ученые осуществили незадолго до начала второй мировой войны. Но только четыре года назад команда археологов под руководством польского ученого Ежи Гассовского (Jerzy Gassowski) нашла частично сохранившийся скелет под алтарем римско-католического собора во Фромборке, городке на побережье Балтийского моря. В свое время Коперник служил священником в этом соборе.

Лицевая реконструкция

Несмотря на отсутствие нижней челюсти, череп достаточно хорошо сохранился, чтобы помочь в идентификации останков. Он принадлежал человеку, который умер в возрасте между 60 и 70 годами и у которого некогда был сломан нос. Над левым глазом на черепе остался след от резаной раны.

Ученым известно из других источников, что Коперник, умерший в Фромборке 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет, действительно имел кривой нос -- результат несчастного случая, случившегося с ним еще в детстве. Более того, на портретах Коперника над левым глазом виден шрам.

Анализ ДНК

Хотя сегодня судебной медициной повсеместно используется реконструкция лица покойного, ученые решили провести и полный анализ ДНК, чтобы безошибочно идентифицировать останки.

Из-за отсутствия генетического материала от родственников по мужской или женской линии «все надежды найти ДНК были связаны с астрономическим справочником Calendarium Romanum Magnum Иоганна Стеффлера», -- рассказали исследователи.

Справочник сохранился в музее Густавианум Университета Упсалы (Uppsala universitet). Он принадлежал Копернику в течение нескольких десятков лет. Среди его страниц ученые нашли девять волосков. Исследователи смогли обнаружить данные митохондриальной ДНК, которые были переданы ребенку от матери, в четырех из этих волосков.

«Из этих четырех образцов два были идентичны и соответствовали данным, полученным при исследовании черепа, найденного в соборе», -- отметила специалист по генетике Мари Аллен (Marie Allen).

В конце концов ученые пришли к выводу, что «скелет, извлеченный из захоронения собора в Фромборке, принадлежал великому польскому астроному Николаю Копернику».

Голубые или темные глаза?

Во время генетического анализа исследователи также нашли разновидность гена, известного под названием HERC2, который обычно присутствует у людей с голубыми глазами и весьма распространен среди населения Северной Европы. Последние исследования показали, что этот ген HERC2 обычно соотносится со светлыми волосами и светлой кожей человека.

«Так что у Коперника, скорее всего, были голубые глаза, светлые волосы и кожа», -- подтвердил польский ученый Войцех Браницкий (Wojciech Branicki) из Института судебных исследований в Кракове.

Это довольно неожиданная находка, так как чаще всего Коперник изображался на портретах с темными глазами. Согласно мнению ученых, такое расхождение можно объяснить тем, что в XVI веке портреты часто изготовлялись с применением техники гравирования на меди, поэтому такие картины иногда не отображают истинные цвета.

«Таким образом, возможно, что первоначальный оттиск с темными глазами получился из-за технической ошибки, а потом эта оплошность была растиражирована другими художниками», -- отметили исследователи.

Статья о генетическом исследовании останков Коперника опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.