Английские археологи обнаружили захоронение в Дорсете. В Средних веках здесь явно произошла жестокая резня. Возможно, бойня стала результатом рейда викингов в X или начале XI века.
В июне во время строительства дороги между Дорчестером и Уэймутом в рамках подготовки к Олимпийским играм 2012 года археологи сделали находку. Ученые трудились вместе с рабочими, которые расширяли шоссе A354 в том месте, где современная трасса пересекается с древней дорогой Риджвей.
Полсотни обезглавленных трупов
Исследователи нашли скелеты 51 мужчины. Все люди были обезглавлены еще до того, как их тела бросили в яму. Археологи нашли и головы, сложенные все вместе в стороне от тел.
В июне во время строительства дороги между Дорчестером и Уэймутом в рамках подготовки к Олимпийским играм 2012 года археологи сделали находку. Ученые трудились вместе с рабочими, которые расширяли шоссе A354 в том месте, где современная трасса пересекается с древней дорогой Риджвей.
Полсотни обезглавленных трупов
Исследователи нашли скелеты 51 мужчины. Все люди были обезглавлены еще до того, как их тела бросили в яму. Археологи нашли и головы, сложенные все вместе в стороне от тел.
Первоначально историки посчитали, что тела принадлежали людям, жившим в древние времена, возможно, в период римского господства на островах. Однако радиоуглеродный анализ показал, что все мужчины погибли между 890 и 1034 годами, когда юг Англии разоряли викинги из Скандинавии.
Масштабы захоронения впечатлили даже опытных археологов, которые уже привыкли к работе с останками людей, живших в древности. Глава раскопок Дэвид Скор (David Score) из Oxford Archaeology рассказал: «Когда ты стоишь в окружении костей, а за твоей спиной гримасничает куча черепов, то понимаешь, что этим людям уже не помочь, но можно живо представить себе, как они встретили свой конец. Это должен был быть настоящий кошмар».
Больше ничего, кроме человеческих останков, исследователи в могиле не обнаружили. «Представляется, что перед казнью их ограбили -- сняли оружие и украшения. Тот факт, что мы нашли только кости, может свидетельствовать и о том, что их раздели и казнили голыми», -- отметил Скор.
Кем были убитые воины -- викингами или саксами?
Остеолог Анджела Бойл (Angela Boyle) рассказала: «Подавляющее большинство захороненных людей были подростками или молодыми людьми, от 13 до 25 лет. Гораздо меньше людей из захоронения достигли более зрелого возраста. В целом все убитые были высокими, имели крепкое телосложение, хорошие зубы и, судя по всему, вели здоровый образ жизни. При изучении большинства черепов мы обнаружили следы многочисленных ударов по позвоночнику, в челюстную кость и по самому черепу. Удары наносились большим и весьма острым оружием, возможно, мечом».
В установлении личности этих людей ученым поможет исследование зубов. Изотопы эмали, которая формировалась в то время, когда люди росли, расскажет историкам, откуда происходят обезглавленные люди -- из Скандинавии, Уэссекса (королевство Альфреда Великого) или с севера Англии, где проживало много датчан.
«Период, который мы сейчас изучаем, ознаменовался крупным конфликтом между постоянно жившими здесь саксами и вторгавшимися на эти земли датчанами. Нападения викингов происходили часто, и на юге Англии произошел ряд крупных сражений, когда сменявшие друг друга правители саксов и викингов боролись за эти территории. Мы надеемся, что дальнейшие радиоуглеродные анализы помогут точнее датировать останки, а благодаря другим научным методам мы узнаем происхождение каждого из казненных, поймем, кем они были -- викингами или саксами?» -- подвел предварительные итоги Скор.
КОММЕНТАРИИ (17)
vak2005
пост #1 / 13:13, 21 июл '09
Викинги, датчане и варяги - это одно и то же на разных языках
melissa > vak2005
пост #2 / 10:49, 22 июл '09
Вообще-то это всё-таки разные народы. Во времена викингов государства имели несколько иные границы, но датчане (или даны) всё равно стояли несколко особняком из-за географического положения. Викингами называли в основном, норвежцев, а варяги (кстати, это словечко было в ходу и у викингов) жили несколько южнее и относились скорее, к славянам, хотя и тоже баловались морскими походами.
melissa
пост #3 / 10:54, 22 июл '09
А от себя могу добавить, что это, конечно, историческая трагедия, я понимаю, что английского археолога впечатлило зрелище массового захоронения. Но что бы, интересно, он сказал, увидев лес в окрестностях Балтийска, каким его видела я в 5 лет? Заваленный человеческими костями, среди которых не было ни одной целой. Эхо войны 1941-1945
СИ2
пост #4 / 18:21, 22 июл '09
Уважаемые,кем бы ни были те люди из захоронения, на мой взгляд, совершенно без разницы...Главное в том как современники на сегодняшнем этапе эволюции воспринимают сам факт такого захоронения...А выяснение кто кого и за что лишил жизни - это праздное любопытство в лучшем случае.Ну, а в худшем - это свидетельство того,что к сожалению мы недалеко в моральном отношении оторвались от своих предков...Сейчас в мире творится не меньше жутких вещей чем 100,200 и даже 1000 лет назад...Человеки остаются верными себе и, наверное, ни один обитатель на нашей планете не сравнится по жестокости к себе подобным...Вот это на мой взгляд и есть кошмар!
vak2005 > melissa
пост #5 / 21:28, 22 июл '09
Вагры, Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги (vaeringjar), арабск.-грузинск. варанг, латинск, varingi.Норманны,викинги. Даны, Русь (соседи, русь восточнее данов),Название двух последних , как считает Э. Рёсдаль часто без учета страны распространялосчь на всех викингов. Кроме того, Русские выделяли среди варягов отдельные народы свеи - шведы, Норвежцев называли урманами или мурманами.
neige > melissa
пост #6 / 15:20, 23 июл '09
Он бы тоже ужаснулся, наверное. Но он не занимается историей XX века, он занимается своим средневековьем. И какая разница, на чьих ошибках учиться - людей XI века или XX-го?
neige > СИ2
пост #8 / 15:23, 23 июл '09
Не согласна, что это праздное любопытство. Это история определенного региона, которая так или иначе повлияла на дальнейшую историю людей, которые там жили. И в таком случае любое историческое исследование можно назвать праздным любопытством. А вот с тем, какие человеки жестокие на протяжении всей своей истории - это я согласна.
melissa > neige
пост #9 / 16:30, 24 июл '09
История всё равно никого ничему не учит...
neige > melissa
пост #10 / 16:32, 24 июл '09
Все зависит от обучаемого:)
melissa > neige
пост #11 / 16:34, 24 июл '09
точнее, от обучаемости :)
neige > melissa
пост #12 / 16:35, 24 июл '09
Да, так точнее)
OSA
пост #13 / 02:50, 4 авг '09
Рекомендую всем почитать Льва Гумилева! Он полностью поменял мой металитет! Действительно, это интересно и увлекательно! Рад, что статья такая попалась, чтобы я прорекламировал Гумилева! Было бы здорово, если найдуться люди, которым это интересно! Создали бы клуб по изучению истории и этногенеза! Мне кажется, что было бы очень и очень полезно нам всем! и мне есть чем поделиться, и готов услышать других!
helgi > melissa
пост #14 / 10:49, 5 авг '09
Извините, уважаемая, варяги никоим образом не могли относиться к славянам, и даже к протославянам или балтославянам, поскольку относились к скандогерманским народам и по языку, и по культуре, и антропологически. В те благословенные времена славяне жили гораздо южнее.
helgi > neige
пост #15 / 10:58, 5 авг '09
Совершенно верно! Учитывая то, что в средневековье народу на земле (а особенно на Севере) жило гораздо меньше, чем сейчас, то каждый десяток убитых в то время качественно соответствуют сотне тысяч современных бездельников. И в таком ракурсе, исследование любой группы, любого поселения, да и вообще любого человека приобретает общечеловеческое историческое значение. Нет сомнений в том, что гибель этих пацанов сильно повлияла и на формирование современного культурного, полит-экономического, этнополитического и прочего расклада в мире. (Грубо говоря: а был ли бы тогда Буш?)
neige > helgi
пост #16 / 13:26, 5 авг '09
Хех, "эффект бабочки" сплошной!
helgi > neige
пост #17 / 19:28, 5 авг '09
А то...
VlNech > vak2005
пост #18 / 08:37, 11 июн '10
Вообще-то варягами изначально называли людей, составлявших прибалтийские разбойные ватажки и часто служивших наемниками. Термин распространился и на народы Прибалтики, проявившиеся в этой леятельности, в т.ч. северные славяне (руги или русы, лютичи и др.) часть балтов и викинги.
В более поздние времена термин стал практически синонимом скандинавов, которых нанимали в княжеские дружины. Даже в византии, где сради списков служивых варягов ранее были и скандинавские и славянские и балтвкие имена, позднее просматриваются преимущественно идентифицируемые как скандинавские. Этому, вероятно, была естественная причина: климат в средние века был пожестче современного и в скандинавии было сложнее народу прокормиться. Так что они нанимались от безработицы.