20 апреля ‘24, Суббота

Древнеегипетский пигмент покрыл стены средневековой церкви

Стены романской церкви Сант-Пере-де-Террасса оказались расписаны необычным синим пигментом. Его производили со времен Древнего Египта и до падения Западной Римской империи. Но к моменту строительства данной церкви рецепт производства давно утеряли.

Египетский синий пигмент

Египетский, или помпейский, синий пигмент часто использовался древними египтянами и римлянами для отделки различных предметов и для настенных росписей. После падения Западной Римской империи с отречением Ромула Августа в 476 году этот пигмент вышел из употребления и больше не производился. Однако команда каталанских исследователей неожиданно обнаружила его в алтарной части церкви XII века Сант-Пере-де-Террасса (Sant Pere de Terrassa), построенной в романском стиле.

«Мы проводили во время реставрационных работ в церкви систематическое исследование пигментов, которые использовались в алтарной части здания. И мы с уверенностью могли сказать, что большинство красок имели местное происхождение и были довольно простыми – на основе глины, известняка (для белого цвета), угля (для черного). И вдруг мы обнаруживаем здесь египетский синий пигмент, что стало для нас настоящей неожиданностью», -- рассказал Марио Вендрел (Mario Vendrell), один из авторов исследования и геолог из исследовательской группы по культурному наследию Университета Барселоны.

Анализ пигмента

Вендрел рассказал, что предварительный химический и микроскопический анализ взятых образцов сразу навел ученых на подозрение, что они обнаружили египетский синий пигмент. Чтобы выяснить это точно, ученые отправили образцы на анализ в лабораторию Дарсбери (Daresbury SRS Laboratory) в Великобританию, в которой применяются синхротронное излучение и метод рентгеновской дифракции. В дальнейшем аналогичные исследования каталонцы надеются проводить уже на родине, после того как похожая лаборатория откроется в городе Серданьола-дель-Вальес (ALBA Synchrotron Light Facility).

«Результаты показали, что, без сомнения, это именно египетский пигмент», -- рассказал Вендрел. И добавил, что обычно в настенных росписях романских храмов использовались другие синие пигменты, например, азурит, лазурит или эринит. «Но даже эти пигменты привозили издалека, и для королевства Арагона в XI-XV веках достать их было непросто», -- добавил он.

Откуда взялся пигмент

Пока у исследователей нет никаких доказательств, что средневековые люди умели изготовлять египетский синий пигмент из силиката меди и кальция: «До настоящего времени мы ни разу не находили подобный пигмент в настенных росписях того времени. Одним из наиболее вероятных объяснений этому факту может послужить гипотеза, что строители церкви случайно нашли комочек египетского синего пигмента времен Западной Римской империи и решили использовать его при росписи алтарной части», -- объяснил Вендрел.

Комплекс зданий, в который входят церкви Сант-Пере, Сант-Микель и Санта-Мария-де-Террасса, построен на месте бывших иберийский и римских поселений, и комочки египетского синего пигмента могли в течение столетий пролежать в земле, пока на них не наткнулись средневековые строители. «Но этой краски было совсем немного, и все, что нашли, было использовано в этой церкви», -- подвел итог геолог.

Статья «Evidence for the use of egyptian blue in an 11th century mural altarpiece by SEM-EDS, FTIR y SR XRD (Church of Sant Pere, Terrassa, Spain)» опубликована в журнале Archaeometry.