28 марта ‘24, Четверг

Археологи нашли норвежские Помпеи

Норвежские археологи нашли на стоянке каменного века прекрасно сохранившиеся дома древних жителей. В жилищах лежали целые глиняные сосуды. Ученые никогда ранее не находили на территории Норвегии образцы керамики каменного века в такой хорошей сохранности. В связи с этим исследователи объявили находку настоящей сенсацией.

Находка «застывшего во времени» поселения вызвала большой интерес исследователей из норвежского Музея культурной истории при Университете Осло. Это древнее поселение расположено на месте современного кепминга Хамресаннен, недалеко от аэропорта Кьевик города Кристиансанн (Южная Норвегия).

Гибель поселения во время песчаной бури

Судя по всему, деревня погибла 3500 лет назад во время внезапно налетевшей песчаной бури. По мнению археологов, дома были засыпаны песком в считанные часы. «В тот период, когда люди жили в этом поселении, климат Норвегии был гораздо суше, и песчаные бури не были таким уж редким явлением. Об этом свидетельствуют многочисленные песчаные отложения, обнаруженные нами во время раскопок. Еще в прошлом году после аэрофотосъемки стало ясно, что мы можем найти здесь что-то интересное. Это место идеально подходило для берегового поселения, построенного недалеко от устья большой реки», -- рассказал один из участников Хамресанненской экспедиции, старший преподаватель Университета Осло Хокон Глёштад (Håkon Glørstad).

Норвежские «мини-Помпеи» находятся сейчас на уровне 11 метров ниже уровня моря, но примерно 5500 лет назад деревня стояла вровень с водой. Сегодня береговая линия проходит всего в 70-80 метров от древнего поселения. Раскопки здесь начались перед строительством домиков для туристов. Первые находки были сделаны на глубине 2 метров. Сейчас археологи уже изучили участок в 300 кв. м.

Для жителей поселения буря стала катастрофой, но зато для современных археологов она обернулась находкой нетронутых «мини-Помпей». На территории поселения ученые откопали целиком сохранившиеся или же легко реставрируемые глиняные предметы. «Впервые за все время истории археологии мы сделали такую находку на территории Норвегии», -- отметил археолог.

Находки в Хамресаннене

Культура воронковидных кубковсуществовала примерно в 4000-2700 годах до н.э. Это была основная мегалитическая культура северной части Центральной Европы в период позднего неолита.
«Обычно глиняные горшки этого периода, который мы называем traktbegerkulturen («культурой воронковидных кубков»), разбиты на множество мелких кусочков. Здесь же керамика сохранилась практически целиком. Например, мы вынули из раскопа абсолютно целый глиняный сосуд глубиной в 25-30 см, с диаметром у ободка горловины в 35 см. Он был буквально упакован в ком земли», -- добавил исследователь. В дальнейшем сосуд тщательно очистят от земли.

По словам Глёштада, археологи, работающие в Хамресаннене, нашли также много крупных осколков керамики. По предварительным расчетам, исследователи потом смогут собрать из них около восьми воронковидных сосудов. Среди прочего археологи обнаружили на территории поселения 20 наконечников стрел и отходы от производства различных орудий, в том числе полностью сохранившиеся деревянные предметы.

Археология и климатические изменения

Раскопки в Хамресаннене дадут историкам новую информацию не только об этом конкретном поселении, но и о том, как менялась береговая линия в этой части Южной Норвегии. Когда люди еще жили здесь, то поселение находилось на 9 метров ниже современного уровня земли. В то же время в районе Осло поселения людей находились на 37 метров ниже современного уровня. Эта разница возникла из-за льда, покрывавшего внутренние районы Норвегии во времена ледникового периода. «Мы знаем, что уровень моря в то время был гораздо ниже, а это означает, что мы можем сделать еще более древние находки под водой вдоль берега», -- заявил Глёштад. Поэтому раскопки в этом районе продолжатся в следующем году.