29 марта ‘24, Пятница

Человек получил иммунитет от неандертальцев и денисовцев

Ученые доказали, что Homo sapiens вступали в половую связь с другими видами Homo - неандертальцами и денисовым человеком. Оказалось, что эта связь была выгодной для современных людей - от соседей они получили полезные гены иммунной системы.

Люди разных видов

Все виды человека имели общего предка в Африке, их разделение на отдельные ветви произошло около 400 тысяч лет назад. Неандертальцы мигрировали на территорию Европы и Западной Азии, а «денисов человек» (недавно открытый, вид Ноmo, его останки найдены в Денисовой пещере в Сибири) – на северо-восток Восточной Азии. Предки современных людей дольше оставались в Африке и мигрировали оттуда 65 тысяч лет назад. После этого они быстро распространились по Евразии. По современным представлениям, прежде чем современные люди вытеснили остальные виды, все они довольно долго сосуществовали бок о бок.

Когда ученые получили возможность исследовать геном неандертальцев, они выяснили, что в геноме современных людей около 4% неандертальских генов. Это поставило точку в давних спорах о том, могли ли эти разные виды Ноmo скрещиваться между собой. Значит, могли. Раз неандертальцы «наследили» в геноме Homo sapiens, значит, они не просто были вытеснены современными людьми, но вступали с ними в близкие отношения. Похожая ситуация сложилась и с денисовым человеком. В геноме современного человека обнаружено 6% «денисовых» генов, что опять же говорит о скрещивании между этими видами. Причем, если с неандертальцами современные люди встречались на территории Европы, то с «денисовцами» - на востоке Азии.

Полезное приобретение

Генетикам интересно разобраться в том, какие именно гены достались нам в наследство от других видов человека. Частично на этот вопрос ответили специалисты из Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), статья которых опубликована сегодня в журнале Science. Они нашли, что к ним относятся важнейшие гены иммунной системы – гены HLA класса I, которые играют ключевую роль в способности распознавать и уничтожать чужеродные белки. А значит, близкие контакты с другими видами оказались очень полезны для современного человека – его иммунная система значительно окрепла.

Система HLA (человеческие лейкоцитарные антигены) – это комплекс белков, отвечающий за тканевую совместимость. Аналогичные комлексы есть в иммунной системе всех млекопитающих, но HLA – сугубо человеческое приобретение. Эти гены – одни из наиболее изменчивых в нашем геноме, что указывает на их недавнее эволюционное приобретение.

Подарок от денисовцев

Команда Питера Пархама (Peter Parham), профессора микробиологии и иммунологии, изучила ген HLA-B*73 , который очень редок в популяции современных африканцев, но обычен среди населения Восточной Азии. Это навело их на мысль, что ген получен человеком сравнительно недавно, из более древнего генома, и произошло это вне Африки. С расшифровкой генома «денисова человека» стало ясно, что именно этот вид снабдил современного человека геном HLA-B*73. А поскольку это произошло в Восточной Азии, то частота этого гена осталась в популяции как память о контактах с «денисовцами».

Другой вариант гена, HLA-A*11, также отсутствующий у африканцев, повсеместно распространен среди жителей Восточной Азии и Океании и особенно – у папуа Новой Гвинеи. Он также получен от «денисова человека» и дал основания считать папуа Новой Гвинеи почти прямыми потомками «денисовцев».

Такая же история произошла и с другими вариантами генов HLA, которых нет в африканской популяции, но они распространены среди европейцев. Анализ показал, что эти гены современный человек получил от неандертальцев.

Всего же в геноме европейцев половина вариантов HLA генов получена от Homo другого вида, в геноме азиатов – 80%, а в геноме папуа Новой Гвинеи – 95%.

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах