29 марта ‘24, Пятница

Неандертальцы лечились травами

Неандертальцы жевали лекарственные растения, невзирая на их горький вкус.

Испанские антропологи вместе со своими английскими и австралийскими коллегами пришли к выводу, что неандертальцы имели представление о свойствах лекарственных растений. Результаты исследования опубликованы в журнале Naturwissenschaften. Ученые проанализировали десять образцов зубного камня пяти неандертальцев из пещеры Эль Сидрон. В этой пещере, расположенной на севере Испании, в 1994 году были найдены останки тринадцати неандертальцев, чей возраст оценивается в 47-50 тысяч лет. «Находки из Эль Сидрона позволили разрушить много предрассудков о неандертальцах, например, о том, что они не хоронили умерших», -- рассказал Антонио Розез, один из авторов статьи.

Новое исследование, по словам его участников, ломает еще один стереотип о неандертальцах, на этот раз касающийся их питания. Согласно распространенному мнению, неандертальцы питались преимущественно мясом, однако ученые обнаружили в их зубном камне остатки крахмала, прошедшего термическую обработку и содержащего продукты горения древесины.

Из этого ученые сделали вывод, что неандертальцы употребляли в пищу растения, богатые углеводами, предварительно обжаривая их. «Мясо было важным компонентом в диете неандертальцев, однако наши данные говорят о том, что их рацион был гораздо более разнообразным, чем считалось ранее», -- пояснила Карен Харди, руководитель исследования.

Кроме того, изучая зубной камень, антропологи обнаружили, что по крайней мере один из неандертальцев часто употреблял ромашку и тысячелистник. Так как эти растения имеют горький вкус и низкую пищевую ценность, авторы статьи заключили, что неандертальцы могли использовать их только в лекарственных целях.

Исследователи говорят, что в проанализированных образцах зубного камня присутствуют не только растительные остатки, но и окаменевшие бактерии. Их изучение, как надеются ученые, в дальнейшем позволит пролить свет на состояние зубов неандертальцев.