29 марта ‘24, Пятница

Немецкие колодцы признаны древнейшими в мире деревянными сооружениями

Радиоуглеродный анализ четырех неолитических колодцев, обнаруженных в Германии, показал, что они были сооружены более 7500 лет назад. Это делает их древнейшими из известных на сегодня деревянных построек.

Результаты исследования, проведенного немецкими учеными из Фрайбургского университета, опубликованы в журнале PLOS ONE.

Авторы работы изучили четыре деревянных колодца, которые были недавно открыты археологами в окрестностях Лейпцига, на востоке Германии. Благодаря грунтовым водам они сохранились еще со времен неолитической революции в Центральной Европе, когда охотники и собиратели стали переходить к оседлому образу жизни.

Ранее о древности колодцев ученые догадывались лишь благодаря обнаруженным в них сосудам, относящимся к культуре линейно-ленточной керамики. Проведя радиоуглеродный анализ, исследователи выяснили, что точный возраст этих деревянных сооружений составляет 5099, 5190, 5098 и 5206 лет до нашей эры.

Такая точность датировок стала возможной потому, что ученые приняли во внимание не только соотношение изотопов углерода, но и годичные кольца древесины, из которой были сооружены колодцы. Всего, по расчетам авторов работы, на постройку колодцев ушло 46 дубов. Из их стволов было вытесано 134 бруса.

Глубина колодцев достигала 7 метров. Они были сооружены при помощи каменных орудий. Это доказывает, что наши предки достигли высокого уровня плотницкого мастерства еще задолго до начала использования металла. Из обнаруженных в колодцах колосков пшеницы следует, что их строители занимались земледелием.