28 марта ‘24, Четверг

В Китае обнаружили новый вид ископаемых зубастых птиц

Замечательная сохранность зубов птицы, обитавшей 125 миллионов лет назад на территории современного Китая, позволила палеонтологам установить характер ее диеты. В частности, в рацион птицы могли входить моллюски.

Статья с описанием нового вида, подготовленная китайскими учеными из Пекинского музея естественной истории, опубликована в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Птица была обнаружена в отложениях формации Исянь, которые относятся к началу мелового периода. В последние годы из этого местонахождения, расположенного в провинции Ляонин на северо-востоке Китая, ученые описали множество находок, включая пернатого родственника тираннозавра и кровососущих насекомых, напоминающих блох.

Среди представителей фауны Исяня также известны и птицы из группы Enantiornithes, которая насчитывает более 20 видов. Эта группа, отличающаяся от современных птиц наличием зубов и особенностями строения скелета, процветала в начале мела, но затем вымерла. Из-за того, что экземпляры Enantiornithes с сохранившимся содержимым желудка неизвестны, палеонтологи долгое время почти ничего не могли сказать об их диете. Однако находка, описанная авторами статьи как новый род и вид Sulcavis geeorum, проливает свет на этот вопрос.

На отпечатках Sulcavis geeorum видна не только форма ее зубов, но микроструктура эмали. Ученые установили, что на зубах этой птицы имеются длинные желобки, расходящиеся от их вершины. Подобные желобки неизвестны у остальных ископаемых птиц, но встречаются среди хищных рептилий, таких, как мозазавры, питавшихся грубой добычей. Из этого исследователи сделали вывод, что Sulcavis geeorum разгрызала своими зубами моллюсков, ракообразных, насекомых и других организмов с твердыми покровами. «Согласно традиционному взгляду, в ходе эволюции птицы утратили зубы, чтобы облегчить свой вес, но сложно представить, что такие маленькие и изящные зубы, как у Sulcavis, мешали ее полету», -- рассказал Луис Чиаппе, соавтор статьи.