28 марта ‘24, Четверг

Палеонтологи подтвердили виновность астероида в гибели динозавров

Уточнив дату падения гигантского астероида в конце мелового периода, ученые пришли к выводу, что оно совпадает с массовым вымиранием мезозойской биоты. Следовательно, между двумя этими событиями существует прямая причинная связь.

Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем номере журнала Science. Она подготовлена американскими специалистами из Калифорнийского университета.

Гипотеза о том, что массовое вымирание динозавров, аммонитов и других групп на рубеже мела и палеогена связано с падением крупного астероида, была выдвинута еще в 1980 году физиком Луисом Альваресом. Этот астероид диаметром около 10 километров упал в районе полуострова Юкатан (на месте его падение остался кратер Чиксулуб).

Однако гипотеза Альвареса столкнулась с целым рядом возражений. В частности, согласно ряду исследований, астероид упал примерно за 300 тысяч лет до массового вымирания. Так как «астероидная зима» не может длиться столь долго, скептики отрицали влияние астероида на вымирание представителей мезозойской фауны, случившееся 66 миллионов лет назад.

Чтобы опровергнуть этот довод, авторы работы изучили тектиты, мелкие частицы, образовавшиеся после падения астероида, из отложений формации Хелл-Крик (штат Монтана). В этой формации хорошо прослеживается смена фаун на границе мела и палеогена. Также ученые проанализировали тектиты с острова Гаити.

Исходя из соотношения изотопов аргона в веществе тектитов, исследователи заключили, что астероид упал всего лишь за 33 тысячи лет до массового вымирания. С учетом возможной погрешности это означает, что падение астероида и исчезновение динозавров практически совпадают.

В то же время ученые подчеркивают, что астероид не был единственной причиной кризиса, случившегося в конце мезозоя. Этот кризис был спровоцирован целым рядом явлений (включая резкие перепады температуры), и астероид лишь поставил точку в процессе упадка мезозойской фауны.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии