28 марта ‘24, Четверг

Неандертальцы оказались любителями лосося

Археологи установили, что рацион неандертальцев был не столь однообразным, как обычно считается. Например, они могли питаться лососем, вылавливая его в больших количествах.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Quaternary International. Одним из ее соавторов стал Геннадий Барышников из Зоологического института РАН.

Около 40 тысяч лет назад в Европу переселились первые группы Homo sapiens, которые довольно быстро вытеснили ее коренных обитателей – неандертальцев. Ученые предложили немало гипотез, объясняющих, почему это произошло. Так, считается, что современные люди получили преимущество благодаря своей гибкой диете – в частности, они занимались рыбной ловлей. Неандертальцы же долгое время оставались привержены охоте на крупных травоядных животных, таких как мамонты, лошади и бизоны, и не желали искать дополнительные источники пропитания.

Авторы статьи поставили под сомнение этот взгляд, проанализировав кучу рыбьих костей, обнаруженную в пещере Кударо 3 в Южной Осетии. Возраст находки составляет 42-48 тысяч лет (средний палеолит). В это время в пещере обитали неандертальцы. Также оттуда известны останки пещерных медведей и львов.

Чтобы выяснить, не может ли рыба в пещере быть следом жизнедеятельности этих хищников, исследователи проанализировали состав изотопов углерода, азота и серы в их костях. Выяснилось, что лосось не входил в их рацион: медведи питались исключительно растительной пищей, а львы – мясом травоядных. Из этого ученые сделали вывод, что рыбой «насорили» в пещере неандертальцы. Они лакомились лососем в тот сезон, когда он из моря плыл по рекам к местам нереста.

Напомним, недавно ученые установили, что современные люди могли позаимствовать у неандертальцев технологию выделки шкур.

ЦБ предупредил о новой схеме мошенников, маскирующихся под «налоговиков»