20 апреля ‘24, Суббота

Жизнь на Земле могла существовать уже 3,7 млрд лет назад

Геологи пришли к выводу, что жизнь на Земле появилась примерно на 200-300 миллионов лет раньше, чем считалось ранее. Об этом свидетельствуют отложения древнего графита в Гренландии.

Результаты исследования, проведенного японскими учеными из Университета Тохоку, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Авторы статьи изучали отложения графита, содержащиеся в составе формации Исуа (Гренландия). Ученые и раньше предполагали, что этот графит возрастом 3,7 миллиардов лет может иметь биогенное происхождение, однако убедительных доказательств в пользу такого взгляда не существовало. Авторы статьи смогли добыть их, изучив микроструктуру породы.

Выяснилось, что гренландский графит состоит из палочек и полигональных гранул, тогда как графит неорганического происхождения практически всегда сложен чешуевидными частицами. Следовательно, графит мог сформироваться за счет бактерий, падавших на дно древнего моря, плескавшегося поверх вулканических пород.

О биогенном характере отложений свидетельствует и соотношение изотопов углерода - в прослойках графита содержится мало тяжелого углерода-13. Обычно этот феномен наблюдается лишь в остатках фотосинтезирующих организмов, избирательно усваивающих различные изотопы углерода.

Ранее самыми древними следами жизни на Земле считались остатки бактериальных матов возрастом 3,4-3,5 миллиардов лет. Если выводы авторов работы верны, то земная жизнь еще как минимум на 200-300 миллионов лет древнее. Напомним, недавно другие геологи показали, что кислород в атмосфере нашей планеты появился уже 3 миллиарда лет назад.