26 апреля ‘24, Пятница

Палеонтологи обнаружили папоротник с окаменевшими хромосомами

Корневище осмундового папоротника с окаменевшими хромосомами помогло доказать, что эта группа растений не менялась 180 миллионов лет. Это значит, что осмундовые папоротники действительно являются «живыми ископаемыми».

Статья с описанием уникальной находки, сделанной специалистами из Шведского музея естественной истории, опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Осмундовые папоротники (Osmundaceae) - это небольшое семейство, встречающееся в умеренной зоне и в субтропиках (в том числе в Закавказье). Отпечатки листьев этих папоротников, по внешнему виду не отличимые от современных, известны уже с триаса. Поэтому многие специалисты считают Osmundaceae «живыми ископаемыми». Авторы статьи показали, что эти папоротники миллионы лет не менялись не только внешне, но и в том, что касается устройства генетического аппарата. Они обнаружили корневище осмундового папоротника в отложениях ранней юры на территории Швеции возрастом около 180 млн лет. Сделав срезы корневища и изучив их под сканирующим электронным микроскопом, ученые разглядели несколько клеток паренхимы на разных стадиях митоза (деления).

В некоторых случаях специалисты смогли увидеть даже отдельные хромосомы, собравшиеся в центре делящейся клетки перед тем, как разойтись по двум дочерним клеткам. Сравнив размер ядер ископаемых и современных папоротников, палеонтологи установили, что объем генетического материала у них примерно один и тот же. Это значит, что Osmundaceae, в отличие от других групп растений, в ходе эволюции не прибегали к полиплоидии, то есть к увеличению числа наборов хромосом.

Палеоботаникам практически никогда не удается изучить содержимое клеток ископаемых растений. В случае шведского папоротника это стало возможным благодаря горячему минеральному источнику, в который тот упал в доисторические времена. В водах источника папоротник подвергся практически мгновенной минерализации, что и обеспечило прекрасную сохранность его тканей.