25 апреля ‘24, Четверг

Самое большое вымирание в истории могло быть вызвано микробами

Микробы, испортив воздух на нашей планете, могли вызывать самое большое вымирание в истории. Из-за огромного количества бактериального метана, попавшего в атмосферу, Земля перегрелась.

Об этом говорится в статье американских ученых из Массачусетского технологического института, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вымирание, произошедшее в конце пермского периода (около 252 миллионов лет назад) считается самым крупным из всех, что когда-либо случались на Земле. В ходе него за короткий срок погибло около 90% всех морских видов. Согласно наиболее популярной версии, это вымирание произошло из-за излияния сибирских траппов, когда в атмосферу попало большое количество CO2. Из-за этого парникового газа температура на Земле резко поднялась, увеличилась также кислотность океана.

Авторы статьи предложили альтернативную версию событий той эпохи. Проанализировав содержание изотопов углерода в отложениях конца перми - начала триаса, они показали, что приток CO2 в атмосферу возрастал по экспоненте - то есть сначала он был слабым, но постепенно становился всё сильнее. Однако если бы CO2 был вулканогенного происхождения, то ситуация наблюдалась бы прямо противоположная: после первоначального масштабного выброса углекислого газа его поступление постепенно бы сокращалось.

В связи с этим исследователи предположили, что избыток CO2 мог возникнуть при распаде метана, выделявшегося особыми бактериями - археями-метаногенами, чья численность экспоненциально возрастала. Генетический анализ показывает, что незадолго до конца перми, около 240 миллионов лет назад, археи позаимствовали у другой группы микроорганизмов гены, позволяющие превращать ацетат в метан.

К концу пермского периода в донных отложениях в глубинах океана, где было мало кислорода, накопилось множество органики, которая служила источником ацетата. Археи, обзаведясь нужными генами, выбросили эту органику в форме метана обратно на поверхность. Почему это произошло именно 252 миллиона лет назад? Ученые считают, этот выброс был спровоцирован никелем, который очень обилен в отложениях этого возраста.

Никель необходим для ферментов метаногенов и служит главным фактором, ограничивающим их размножение. В океан в конце перми этот элемент поступил с продуктами вулканизма. Следовательно, сибирские траппы были не главной причиной вымирания, а всего лишь триггером. Основная «ответственность» за пермо-триасовый катаклизм, согласно авторам статьи, лежит именно на микроорганизмах-метаногенах.