18 апреля ‘24, Четверг

Палеонтологи поставили под сомнение родство птиц и динозавров

Палеонтологи заново изучили пернатую рептилию, обнаруженную в юрских отложениях Китая, и пришли к выводу, что она является предком птиц, но при этом не относится к динозаврам. Это значит, что гипотеза о происхождении птиц от пернатых динозавров может оказаться ошибочной.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Северной Каролины, опубликованы в журнале Journal of Ornithology.

Согласно современным представлениям, птицы произошли от двуногих динозавров из группы манирапторов. Об этом свидетельствует наличие у манирапторов оперения и других «птичьих» признаков. Тем не менее, в начале XX века существовал другой взгляд, согласно которому птицы восходят непосредственно к примитивным архозаврам - рептилиям, стоявшим у истоков динозавров, крокодилов и птерозавров. В этом случае птицы являются не «сыновьями» динозавров, а их «двоюродными братьями», то есть две эти группы эволюционировали независимо.

Авторы статьи нашли новое подтверждение гипотезы о независимом происхождении птиц, изучая скелет Scansoriopteryx. Это пернатое существо было раскопано близ китайской деревеньки Даохугоу в отложениях средней юры возрастом 150-160 миллионов лет. Изначально, из-за плохой сохранности экземпляра, ученые отнесли Scansoriopteryx к целурозаврам, двуногим динозаврам, похожим на птиц.

Однако переизучение отпечатков Scansoriopteryx с помощью 3D-микроскопии показало, что у него отсутствуют типичные признаки динозавров, такие как открытая вертлужная впадина, которая является частью тазобедренного сустава. Открытость этой впадины позволяет динозаврам держать ноги строго под туловищем, а не по бокам. В результате многие динозавры смогли освоить прямохождение на двух ногах, тогда как остальные рептилии способны перемещаться лишь «враскоряку».

Наполовину закрытая вертлужная впадина заставляет отнести Scansoriopteryx к архозаврам, однако при этом он обладает целым рядом продвинутых птичьих признаков, в числе которых - удлиненные передние конечности и богатое оперение ног и хвоста. Фактически, Scansoriopteryx был четырехкрылым и перепархивал с дерево на дерево, используя как передние, так и задние конечности.

По мнению исследователей, открытие доказывает: птицы возникли независимо от динозавров. Более того, некоторые ископаемые организмы, считающиеся пернатыми динозаврами, в действительности являются птицами, утратившими способность к полету.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией