28 марта ‘24, Четверг

Динозавров погубило роковое стечение обстоятельств

Палеонтологи заявили, что если бы астероид, погубивший динозавров, упал на несколько миллионов лет раньше, то эти существа дожили бы до наших дней.

Об этом говорится в статье одиннадцати ведущих экспертов по динозаврам из США, Британии и Канады, опубликованной в журнале Biological Reviews.

Вымирание динозавров, произошедшее в конце мелового периода (около 66 млн лет назад) является одним из самых дискутируемых вопросов в палеонтологии. Согласно одной из версий, их погубил гигантский астероид, при падении которого в атмосферу попало огромное количество взвесей, резко охладивших нашу планету. Согласно другой гипотезе, разнообразие динозавров начало снижаться задолго до конца мела, так что падение астероида не было основной причиной их исчезновения.

Авторы статьи заново проанализировали все накопленные свидетельства и пришли к выводу, что правда лежит где-то посередине. По словам авторов статьи, состояние динозавров на протяжении последних 15 млн лет перед их вымиранием можно реконструировать лишь по отложениям Северной Америки. Эти породы, включая знаменитую формацию Хелл-Крик, образовывались непрерывно и содержат хорошо датированную последовательность позднемеловых динозавров.

Анализ североамериканских находок показывает, что за несколько миллионов лет до вымирания снизилось разнообразие крупных утконосых и рогатых динозавров, чьи челюсти были предназначены для перетирания грубой растительной пищи. При этом остальные группы динозавров, включая крупных хищников, не были затронуты изменениями.

Как отмечают ученые, популяции динозавров испытывали такие колебания и ранее, но затем равновесие восстанавливалось. Однако в конце мела динозаврам просто «не повезло» - астероид упал в самый неподходящий момент, когда баланс между растительноядными видами и хищниками был нарушен. «Всего за пять миллионов лет до этого основание пищевой пирамиды динозавров было куда более прочным, и если бы у них было несколько миллионов лет на восстановление, у них имелось бы больше шансов пережить астероидный удар», -- пояснил Стивен Брассэт, соавтор статьи.