29 марта ‘24, Пятница

Археологи обнаружили неандертальское произведение искусства

Ученые нашли на стене пещеры, где жили неандертальцы, перекрещивающиеся линии, похожие на квадратики для игры в крестики-нолики. Открытие доказывает, что неандертальцы интеллектуально не уступали современным людям.

Об этом говорится в статье испанских и британских археологов, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Открытие было сделано в ходе раскопок в пещере Горэма на мысе Гибралтар. Десятки тысяч лет там жили неандертальцы, а затем им на смену пришли представители Homo sapiens. Под культурным слоем IV, который заполнен исключительно неандертальскими орудиями труда, ученые обнаружили каменный выступ с восемью глубокими насечками и пятью менее выраженными штрихами в виде прямых линий. Вместе они образуют подобие решетки.

Сравнив линии, образующиеся на стенах пещеры в результате действия воды и других естественных факторов, археологи показали: «решетка» может быть только делом рук человека. Археологи рассчитали, что авторы этого произведения искусства должны были сделать от 180 до 320 ударов каменным рубилом, чтобы высечь его на скале. Следовательно, на создание данного узора у первобытных художников ушло немало времени.

Неандертальцам и ранее приписывались некоторые произведения пещерного искусства, однако «решетка» из пещеры Горэма является первым артефактом такого рода, который несомненно связан с этим вымершим видом людей. Поскольку возраст культурного слоя IV, согласно радиоуглеродным датировкам, составляет около 39 тысяч лет, то насечки на камне были сделаны неандертальцами еще раньше.

«Наше открытие окончательно перечеркивает теорию об интеллектуальной неполноценности неандертальцев по сравнению с современными людьми», -- пояснил Пол Тэкон, соавтор работы. Напомним, ранее раскопки в пещере Горэма позволили установить, что неандертальцы охотились на голубей, а также украшали себя перьями грачей, галок и соколов.