28 марта ‘24, Четверг

Во Франции впервые найдены насекомые юрского периода

Палеонтологи впервые обнаружили на территории Франции ископаемых насекомых юрского возраста. Также им посчастливилось наткнуться на листья юрских растений, изгрызенные насекомыми.

Описание находки, сделанной французскими специалистами из Национального музея естественной истории, опубликовано в журнале PeerJ.

Большая часть насекомых, живших на территории современной Европы в конце юрского периода, была собрана в карьере Зольнгофен на юге Германии. Из тонкослоистых («литографских») известняков этого местонахождения происходят также знаменитые археоптериксы.

Похожие юрские породы расположены и на территории французских департаментов Рона и Эн. Они на несколько миллионов лет древнее, чем известняки Зольнгофена, и богаты отпечатками рыб и растений. Однако до настоящего времени там не удавалось найти ни одного насекомого.

Авторам статьи в ходе экспедиций 2012-2013 годов удалось исправить это упущение. Они смогли отыскать на берегах одного из притоков Роны юрского околоводного клопа, относящегося к ранее неизвестному виду. Длина этой крошки, получившей название Gallomesovelia grioti, составляет всего 6 миллиметров. Клоп относится к семейству Mesoveliidae - данная группа близка к водомеркам.

Несмотря на отличную сохранность экземпляра, у него нет конечностей и усов. Это значит, что клопа изрядно «потрепало» перед тем, как он упал в воды морской лагуны - считается, что юрские литографские известняки образовывались именно там. Кроме того, в этих же слоях ученые нашли листья древних саговников Zamites с характерными погрызами - возможно, дырки были проделаны личинками жуков.

Находки доказывают, что на побережье рядом с юрской лагуной существовала полноценная система, кишевшая насекомыми. Поэтому исследователи надеются, что в этом районе им удастся найти и других юрских насекомых. Напомним, недавно в Китае были обнаружены клопы со следами крови в пищеварительном тракте. Скорее всего, они нападали на динозавров.

В России предсказали скорое падение цен на жилье