16 апреля ‘24, Вторник

Следы древних морских рептилий рассказали о крупнейшим вымирании в истории

Палеонтологи подсчитали следы, оставленные древними морскими рептилиями в отложениях по всему миру, и пришли к выводу, что их число резко возросло после массового вымирания на рубеже перми и триаса.

Об этом говорится в статье американских ученых из Калифорнийского университета в Риверсайде, опубликованной в журнале Geology.

Ученые создали базу данных следов, оставленных плавниками древних рептилий в морских отложениях. В нее были включены сведения более чем о 100 местонахождениях по всему миру. Идею создания такой базы данных авторам статьи подсказало изучение следов рептилий в нижнетриасовой формации Моэнкопи (Moenkopi) в штате Юта.

Несмотря на то, что в этой формации практически нет окаменевших костей, ее отложения богаты следами плавников. На одних из них можно разглядеть даже отпечатки чешуи и когтей рептилий, другие следы были оставлены, когда животные просто размывали взмахами плавников грунт, но не касались его. При этом в слоях, богатых следами позвоночных, практически нет норок, прорытых червями и другими обитателями дна.

Анализ базы данных показал, что в нижнем триасе (247-252 млн лет назад) по всему миру количество следов морских рептилий резко возрастает - в это время таких следов становится больше, чем во все остальные эпохи. Ученые объяснили это отсутствием организмов, которые перемешивают грунт и тем самым не дают следам сохраняться.

Нижний триас был эпохой, в начале которой случилось крупнейшее вымирание в истории. Скорее всего, плавающие рептилии быстрее оправились от него, чем донные беспозвоночные. Это обстоятельство и обеспечило рекордную сохранность следов. Позднее разнообразие червей и других обитателей дна восстановилось, так что следы рептилий вновь стали сохраняться плохо.

Напомним, недавно палеонтологи обнаружили в Китае следы, оставленные на морском дне рептилиями-нотозаврами, жившими на заре эры динозавров. Находка проливает свет на то, как проходили трапезы этих существ.

Зеленский подписал закон об ужесточении мобилизации на Украине