20 апреля ‘24, Суббота

В Чили найден дедушка тираннозавра, ставший вегетарианцем

Палеонтологи откопали в Чили останки динозавра из группы теропод, который отказался от мясной пищи в пользу растительной диеты. Следовательно, «мода» на вегетарианство периодически охватывала некоторых представителей этой группы уже на заре их эволюции.

Об этом говорится в статье аргентинских и чилийских специалистов, опубликованной в журнале Nature.

Тероподы - это хищные двуногие ящеротазовые динозавры, к которым относится, например, знаменитый тираннозавр. Считалось, что вторичный переход к питанию растительной пищей происходил лишь среди некоторых теропод Coelurosauria, причем на поздних этапах эволюции. Однако авторы статьи показали, что вегетарианцы среди теропод встречались уже в конце юрского периода, 145-152 млн лет назад.

Ученым посчастливилось обнаружить на юге Патагонии целые залежи костей неизвестного вида динозавра, получивший название Chilesaurus diegosuarezi. Среди останков нашлось четыре практически полных скелета, что является исключительной редкостью для Южного полушария. Сначала авторы статьи не знали, к какой группе динозавров отнести Chilesaurus, однако затем поняли, что перед ними - видоизмененный представитель теропод.

Судя по строению конечностей и таза, Chilesaurus утратил способность быстро двигаться, а когти и зубы этого динозавра потеряли остроту, свойственную хищникам. Длина особей этого вида варьировала от 1,2 до 3,2 метров. Судя по обилию останков, Chilesaurus доминировал в экосистемах, занимая нишу травоядного животного средних размеров. В других регионах эту роль играли различные птицетазовые динозавры.

Напомним, недавно ученые выяснили, что у теропод ушло примерно 50 млн лет на превращение в птиц - всё это время они непрерывно мельчали.