26 апреля ‘24, Пятница

Ученые выяснили, чем стегозавры привлекали самок

Британский палеонтолог впервые представил убедительное доказательство того, что самцы и самки у динозавров отличались по внешнему виду. Различие заключалось в форме спинных пластин - у самцов стегозавров они были больше и шире.

Об этом говорится в статье палеотолога Эвана Сэйты из Бристольского университета, опубликованной в журнале PLOS ONE.

Среди птиц, которые считаются прямыми потомками динозавров, часто встречается половой диморфизм, когда самцы и самки отличаются по форме оперения и другим параметрам. Однако среди самих динозавров это явление до сих пор было неизвестно - во всех случаях предполагаемого полового диморфизма существующим различиям можно было найти альтернативное объяснение.

Автор работы впервые смог исчерпывающе доказать, что половой диморфизм был присущ как минимум одному виду динозавров - стегозавру Stegosaurus mjosi, обитавшему в конце юрского периода на территории США. Ученый проанализировал пять скелетов этих животных, найденных в отложениях формации Моррисон, откуда происходят также знаменитые бронтозавры и диплодоки.

Выяснилось, что стегозавры делятся на две категории. Представители первой из них несли на спине узкие и высокие пластины, тогда как пластины других стегозавров были существенно шире, по площади на 45% превосходя пластины первых.

Автор работы показал, что и те, и другие стегозавры были взрослыми животными, прекратившими расти, так что различие в форме пластин нельзя объяснить возрастом. Поскольку кости этих животных лежали в одном и том же слое и не были принесены издалека потоками воды, то стегозавры с разными пластинами относились к одной популяции. Следовательно, они не являются и представителями разных подвидов.

Из этого ученый сделал вывод, что единственным объяснением наблюдаемого различия у стегозавров может быть лишь половой диморфизм. Обладатели широких пластин, скорее всего, были самцами - повышенная площадь в совокупности с соответствующей окраской превращала пластины в «билборды», которые рекламировали достоинства их обладателей перед самками.

Напомним, недавно ученые установили, что самцы конфуциусорнисов, которые являются одними из древнейших птиц, несли в хвосте по два длинных ярких пера.