17 апреля ‘24, Среда

Ученые заглянули в лицо галлюцигении

Палеонтологи впервые смогли разглядеть детали строения головы галлюцигении, загадочного существа, жившего в кембрийском периоде. Оказалось, что у нее имелись глаза и зубы.

Об этом говорится в статье канадских и британских специалистов, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature. Галлюцигении (Hallucigenia) жили более 500 млн лет назад в кембрийском периоде, когда возникли все основные типы современных животных. Эти существа длиной 10-50 миллиметров получили такое название из-за своего причудливого облика: на спине они несут 7 пар длинных шипов, а на брюхе у них располагаются несколько парных ходильных ног.

Изначально специалисты приняли спину галлюцигении за ее брюхо, однако на этом путаница не закончилась. Долгое время ученые считали утолщенный конец этого животного его головой, а удлиненный - его хвостом. Авторы статьи, переизучив находки, сделанные в кембрийских сланцах Берджес, показали, что дело обстоит ровно противоположным образом.

Сначала исследователи пришли к выводу, что утолщение в реальности представляет собой задний конец тела, раздувшийся у многих экземпляров из-за процессов посмертного разложения. После этого ученые стали внимательно изучать длинный, передний конец галлюцигений и обнаружили, что на многих отпечатках он закрыт породой.

Очистив голову галлюцигений и положив ее под сканирующий микроскоп, ученые разглядели на ней два простых глазка, полукольцо зубов вокруг ротового отверстия, а также ряд игловидных зубчиков, тянущихся вдоль глотки животного. «В начале мы надеялись найти хотя бы глаза, и поэтому мы были удивлены, когда увидели ее зубастую улыбку», -- рассказал Джин-Бернард Кэрон, соавтор статьи.

В прошлом году ученые выяснили, что по строению коготков галлюцигении близки к бархатным червям, которые считаются родичами тихоходок и Euarthropoda (к ним относятся насекомые, паукообразные, ракообразные и некоторые вымершие членистоногие). Все они вместе с червями Cycloneuralia (приапулиды и нематоды) объединяются в группу Ecdysozoa - все ее представители линяют, сбрасывая покровы.

Интересно, что у большинства Ecdysozoa, за исключением бархатных червей, встречаются такие же глоточные зубы, как у галлюцигении. Открытие доказывает, что Ecdysozoa действительно представляют собой единую группу, а бархатные черви в прошлом имели такие же зубы, как и остальные, но затем утратили их.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами